Достопримечательности Парижа
Эйфелева башня – самый известный символ Парижа
Рубрика: Париж
Как Москву трудно представить без Кремля, так и Париж без Эйфелевой башни – не Париж. Из всех архитектурных достопримечательностей французской столицы она является наиболее известной. Сконструировал ее Густав Эйфель, именем которого сооружение и названо. Причем башня Эйфеля не только символ города на Сене, но и визитная карточка всей Франции. «Рослую» красавицу стремятся увидеть миллионы туристов со всего мира. Преувеличения здесь нет, так как согласно официальной статистике ежегодно башню посещает порядка 5-6 млн человек, а за всю историю ее существования здесь побывало более 250 млн посетителей. Из этого следует только одно: названная достопримечательность – наиболее посещаемая не только в Париже и Франции, но и во всём мире.
Проекту Эйфеля сказали «да»!
В 1889 году исполнялось сто лет Великой Французской революции (в советской историографии ее еще называли буржуазной). Дата эпохальная, поэтому городская администрация Парижа решила приурочить к ней Всемирную выставку. Власти хотели, чтобы мероприятие имело собственный оригинальный архитектурный облик. За советом и помощью обратились к Гюставу Эйфелю. Тот вначале растерялся – что предложить-то? Но помог случай. Конструктор совершенно неожиданно обнаружил в своих чертежах эскиз трехсотметровой металлической башни, который он когда-то засунул в долгий ящик и почти забыл о нем. Муниципалитету чертежи понравились и в сентябре 1884 года ему вручили патент на сооружение этой махины.
Весной 1886 года был объявлен конкурс на лучшие архитектурные и инженерные проекты. Именно они должны были определить внешний облик будущей «революционной» выставки. Свои проекты представили 107 архитекторов-конкурсантов. Каждый из них – уж так совпало – немного перекликался с проектом, который расчертил Эйфель. Были и альтернативные предложения. Например, выстроить каменную башню. Идея поначалу понравилась, но от нее потом отказались. Посчитали, что постройку из камня, да еще и такую высокую, соорудить будет проблематично. Специалисты знали, какими огромными усилиями американцы за несколько лет до этого возводили Монумент в Вашингтоне (169 м). И заокеанский «подвиг» в Париже вряд ли повторить.
В результате оргкомитет сказал «да» проекту Г. Эйфеля. Его члены были уверены, что именитый инженер возведет такую башню в оптимальные сроки, за два года, так как он применял особую методику строительства. Смущало лишь, что будущая башня большой изысканностью форм бы не отличалась. Здесь помог архитектор Стефан Совестр, занявшийся эстетическим обликом сооружения. Он придумал цокольные опоры обшить камнем, связав их с площадкой первого этажа при помощи больших арок. Арки задумывались как главный вход на Всемирную выставку. Этажи башни тоже не должны были пустовать. Архитектор предложил оборудовать в них большие залы со стеклянными витринами. Не забыл он и о макушке башни, сочтя нужным округлить форму верхушки, используя для её декора самые различные элементы.
«Договор трех» и цена вопроса
К началу 1887 года все организационные моменты по строительству благополучно утрясли. На январь назначили подписание договора на предоставление Эйфелю права личной эксплуатационной аренды башни на целых 25 лет. Подписи под документом поставили сам архитектор, представитель правительства Франции и уполномоченное лицо от столичного муниципалитета. Документ также предусматривал выделение Эйфелю специальной субсидии в полтора миллиона золотых франков. Это были немалые деньги, 25% от общего бюджета строительства башни.
Между тем средств на продолжение работ катастрофически не хватало. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки решили организовать акционерное общество. Уставный фонд составил 5 миллионов. Половину суммы внесли три крупных банка, оставшуюся часть – лично Эйфель. Таким образом цена вопроса строительства башни составила порядка 7,8 млн франков. Эти вложения окупились быстро, еще во время работы выставки. Прибыльным бизнесом оказалась и последующая эксплуатация сооружения.
Гюстав Эйфель не обманул ожиданий и действительно быстро закончил строительство. Оно длились с 28 января 1887 по 31 марта 1889. То есть два года, два месяца и пять дней. Всего на возведении объекта задействовали 300 рабочих. Но не только их профессионализм и сноровка стали залогом успеха. Рекордно короткий срок возведения стал возможен благодаря высококачественным чертежам. Эйфель с предельной точностью указал – только подумайте! – размеры более 18 тысячи металлических деталей, которые собирали с использованием – нет предела восхищению мастерством! – двух с половиной миллионов заклепок.
Как велось строительство?
Соблюдение сроков стало для Эйфеля делом чести. Поэтому он первым делом заготовил большинство фрагментов башни, а уж потом они скреплялись между собой при помощи заклепок. Отверстия для них просверлили заранее, чтобы потом не возиться. Архитектор позаботился и о том, чтобы заготовленные балки были не слишком тяжелыми: это весьма затруднило бы стройку. Оптимальным стал вес, не превышающий 3 тонны, что облегчило поднятие фрагментов на намеченную высоту.
Детали будущей достопримечательности поднимали наверх с помощью обычных кранов. Но конструкция методично росла ввысь, и подъемники уже не могли дотянуться до нужных мест. Предусмотрительный Эйфель оказался готовым к такому развитию событий. Он сконструировал специальные мобильные краны, двигавшиеся по рельсам пока еще отсутствовавших лифтов. Здесь были свои сложности. Ведь подъемному устройству надо было перемещаться вдоль башенных мачт не просто по изогнутой траектории, но еще имеющей постоянно меняющийся радиус кривизны. Что же касается собственно лифтов, то самые первые из них в действие приводили гидравлические насосы. Лифты фирмы «Fives-Lill», которые были установлены в 1899 году в обеих опорах башни, в рабочем состоянии по сей день. Только с 1983 их заставляет двигаться электродвигатель. А гидронасосы-«пенсионеры» пребывают в целости и сохранности и увидеть их может любой, кто пожелает.
Впечатляющие размеры башни
Размеры Эйфелевой башни способны впечатлить самое искушенное воображение. Начнем с веса: вся масса сооружения составляет 10 100 тонн, а металлическая конструкция башни – 7300 тонн. Бетонные массивы составляют её фундамент. Детищу Эйфеля не страшны никакие бури, ее колебания под действием сильных воздушных потоков не более 15 см. В Париже как-то зафиксировали сильнейший порыв ветра, 180 км в час. Однако он отклонил ее верхушку только на 12 см. А вот солнце выступает большим «вредителем». Обращенная к нему сторона железной конструкции сильно нагревается под его лучами и расширяется. Соответственно, она наклоняется в сторону. Причем на целых 18 см.
Подняться на башню можно не только лифтами, но и по лестнице. Ступеней в ней «немного» – 1792. А теперь мысленно спустимся на самый нижний этаж. Присматриваемся. У него вид пирамиды. В основании каждая из сторон составляет 129,2 м. Эту «пирамиду» образуют четыре колонны. На высоте 57,63 метра они соединены арочным сводом. На нем и расположилась первая платформа башни. Она имеет вид квадрата, размер которого в поперечнике 65 м. С этой платформы устремляется ввысь второй этаж-«пирамида». Он также образован четырьмя колоннами. Они тоже соединяются сводом. На нем размещается вторая квадратная платформа. Она чуть меньше и размер ее в поперечнике составляет 35 м. Высота, на которой находится платформа №2 – 115,73 м. На ней высятся четыре платформы, которые сближаются подобно пирамидам и, шаг за шагом сплетаясь, образуют одну огромную колонну также пирамидального типа (190 метров). Она же на себе, на высоте 276,13 м, несет третью платформу. Форма тоже квадратная, в поперечнике 16,5 м. На сей платформе имеется маяк с куполом, а над ним (высота – 300 м) расположена площадка, имеющая в поперечнике 1,4 метра. Маяк достает своим светом расстояние в 10 км.
Что же находится на этих платформах? На первой оборудованы залы ресторана. Вторая отдана под хранилище емкостей с машинным маслом, необходимым для работы лифта. Здесь же, в стеклянной галерее, тоже находится ресторан. Ну а третью платформу отвели под две лаборатории (метеорологическую и астрономическую) и физический кабинет.
Конструктора жестко критиковали за форму башни, обвиняя, что он создал якобы что-то «нехудожественное». Эйфель аргументировано ответил на такую критику, дав в феврале 1887 года интервью газете «Le Temps». «Странная» форма башни, по его словам, продиктована необходимостью упредить ветровые нагрузки. Поэтому вместе со своими помощниками архитектор скрупулезно рассчитывал именно возможное воздействие атмосферных потоков. Отсюда у башни такая не совсем обычная форма.
Котлованы для башенных опор устраивались Эйфелем по методу, применявшемуся им при строительстве мостов. Фундамент сооружения имел 16 кессонов. В каждом из них имелось рабочее пространство. И в каждое по указанию архитектора накачивали под давлением воздух. Давление препятствовало проникновению грунтовых вод, что позволяло рабочим беспрепятственно производить экскавацию. К данному методу конструктор прибегнул по причине близости Сены.
Интересные факты
- При создании башни никому, в том числе и Эйфелю, и в голову не могло прийти, что она простоит больше ста лет. Проект изначально рассчитывали на 20 лет, и то лишь как экспонат для Всемирной выставки.
- По состоянию на 1889 год (дату открытия) Эйфелева башня являлась самым высоким сооружением мира. Она возвышалась на 300,65 м и удерживала это первенство на протяжении 40 лет, уступив его в 1930 году нью-йоркскому небоскребу Крайслер-билдинг.
- Сам Гюстав Эйфель называл свое детище просто 300-метровой башней (фр. tour de 300 mètres) и увековечил на ее корпусе имена выдающихся французских инженеров и математиков, всего 70 человек.
- При возведении башни был зафиксирован единственный смертельный случай: при падении разбился один из рабочих.
- В 1925 году все стороны башни (их 4) завесили щитами с рекламой компании Ситроен. Они провисели там по 1934 год и были на то время самой крупной наружной рекламой в мире.
- В ресторане, что на первом этаже башни, регулярно обедал Ги де Мопассан, не скрывавший своего к ней отрицательного отношения. Его спрашивали: зачем трапезничать в столь неприятном месте? Писатель отвечал, что башня - единственное место в Париже, откуда ее… не видно.
- Когда в годы второй мировой войны немцы были на подступах к Парижу, горожане привели в негодность лифт на башне. Французы не хотели, чтобы враг любовался видом поверженного города. Но Гитлера это не смутило. Фюрер поднялся на ее вершину пешком. Лифт же был восстановлен только в 1944 году.
- Эйфелева башня, к сожалению, притягивает самоубийц. Первый суицид произошел здесь 15 июля 1898 года, когда на балке одной из башенных опор повесился 23-летний Рене Шипон. За более чем 120 лет ее существования здесь свели счеты с жизнью примерно 400 человек.
- Освещение Эйфелевой башни включили сразу же в день ее открытия. Оно было представлено газовыми фонарями (10 тыс. штук), двумя прожекторами. А также маяком, дававшим свет, окрашенный синим, белым и красным цветами государственного флага Франции. Электрические лампы появились на сооружении лишь в 1900 году. 31 декабря 1985 года включили известную и сегодня систему освещения башни изнутри самой башни. Ее продумали так, что с наступлением темноты главный символ Парижа смотрится просто волшебно.
- Эйфелева башня настолько известна и популярна, что во многих городах появились ее уменьшенные копии. Среди таковых Лас-Вегас, Гуанчжоу, Копенгаген, Варна, Слободзея и другие.
- Эйфелева башня не только туристическая достопримечательность. Она используется как обычная телебашня. Сигнал с нее распространяется не только на Париж, но и на регион Иль-де-Франс.
- Широкая панорама Парижа и столичной области открывается с третьего этажа сооружения. Радиус обзора составляет порядка 70 км. Знатоки утверждают, что лучшая видимость наступает в ясную погоду за час до захода солнца.
← Версальский дворец – величественный символ французской монархии | Триумфальная арка в Париже – символ величия и славы → |
---|
Похожие публикации:
Опера Бастилии (фр. Opéra de la Bastille, Opéra Bastille)
Опера Бастилии — современный оперный зал, который является частью пейзажа площади Бастилии в Париже. После революции и особенно с 1880 года, когда Третья республика сохранила 14 июля в качестве национального праздника, площадь Бастилии ста...
Пирамида Лувра
Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г.
Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа...
Елисейские Поля
У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи...
Остров Сите – старейшая часть Парижа
Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не...
Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)
…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл.
Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет...