Достопримечательности Вероны
Кафедральный собор Вероны (Cattedrale di Santa Maria Matricolare, или Duomo di Verona)
Рубрика: Верона
Это величественное сооружение – один из наиболее посещаемых туристами памятников архитектуры, которыми традиционно гордится Верона – старинный итальянский город, прославленный великим Уильямом Шекспиром в его бессмертной трагедии «Ромео и Джульетта».
Созданный во славу Святой Девы Марии, Кафедральный собор в Вероне не просто являет собой прекрасный образец романской архитектуры, но по сегодняшний день используется в качестве главного городского храма, во многом благодаря расположенной на его территории епископской резиденции.
Сам по себе собор – лишь одна из составляющих гораздо более масштабного единого архитектурного ансамбля, представленного, в частности, зданиями храма св. Елены, Баптистерия Св. Джованни ин Фонте, а также библиотеки Капитула. В состав комплекса входит и кафедра епископа.
Страницы истории
Прежде, чем явиться местным жителям и многочисленным гостям Вероны в своем нынешнем обличии, данный архитектурный ансамбль претерпел целый ряд трансформаций, история которых уходит корнями в седую глубь веков. Изначально, еще в IV в. н. э., там, где ныне можно видеть храм св. Елены, была возведена часовня, которую, по преданию, освятил сам св. Зенон – тогдашний епископ Вероны. Однако уже спустя несколько лет после освящения церквушки, ввиду ее скромных размеров и явной неспособности вместить большое количество прихожан, здание было реконструировано в обширную базилику, просуществовавшую вплоть до VII в. – до тех пор, когда оно было стерто с лица земли разрушительным землетрясением. Напоминанием об этих двух былых постройках сегодня служат сохранившиеся в современном интерьере собора полы, изукрашенные причудливой мозаикой.
Новое здание собора взамен разрушенного было создано только полтора столетия спустя, на стыке VIII и IХ вв. Однако и оно не выдержало испытания стихией – в результате грандиозного подземного толчка ему, как и множеству иных построек Вероны, был нанесен значительный ущерб. Ремонтно-восстановительные и художественно-реставрационные работы продолжались на протяжении почти двух десятилетий. В последующие столетия судьба храма не была столь трагичной, хотя собор неоднократно подвергался значительным реконструкциям, дополняясь все новыми архитектурными деталями.
Чем привлекает собор
Посещение Кафедрального собора Вероны традиционно входит в программу почти всех туристических экскурсий. Основная причина тому – привлекающий внимание туристов отделанный мрамором красивейший фасад и необычные элементы декоративной отделки экстерьера. Не меньшее восхищение посетителей вызывают интерьеры собора, богато декорированные мозаичными включениями, филигранной резьбой и великолепной росписью.
Внешний вид
В архитектурном отношении здание кафедрального собора в Вероне уникально, прежде всего, своеобразной эклектикой, вобравшей в себя детали, выполненные как в романском, так и в готическом стилевых решениях.
Композиционно фасад собора включает в себя три части, обозначенные треугольными контрфорсами. Один из немногих сохранившихся от предшествующего здания храма элементов – центральный портик. Он был воздвигнут в 1138 г. по проекту известнейшего итальянского зодчего той эпохи Николауса, прославившегося также созданием входного портала веронской базилики Сан Дзено Мадджоре и Кафедрального собора в Ферраре.
Центральный портик образуют опирающиеся на крылатых грифонов витые колонны из белоснежного и красновато-коричневого мрамора. Эта колоннада, в свою очередь, поддерживает декорированную многочисленными рельефными изображениями массивную арку в виде полукруга. В своей верхней части портик также являет собой арку с тимпаном, поддерживаемую с обоих боков восемью колоннами.
Центральный входной портал украшен размещенными на откосах стилизованными скульптурными образами библейских пророков и культовых животных. На люнете можно видеть созданное в высоком рельефе живописное изображение держащей на руках младенца Иисуса св. Девы Марии, с правой стороны которого, в низком рельефе, представлена фреска на новозаветный сюжет «Поклонение волхвов», а с левой – аналогичная по композиционному построению фреска «Благовещенье пастухам». Основанием люнета служит архитрав – широкая прямоугольная балка, на которой последовательно, в один ряд слева направо, расположены стилизованные медальоны. Каждый из медальонов посвящен одной из трех добродетелей – Вере, Надежде, Любви.
На своде и наружных стеновых поверхностях портика просматривается роспись, созданная еще в ХIII столетии. Высокие, готических очертаний фасадные оконные проемы обустраивались в ходе проводимых в четырнадцатом столетии реставрационных работ. Значительно позже, три столетия спустя, облик фасада в его верхней части дополнила декоративная отделка. Еще один входной портал обустроен на южном фасаде здания.
Внутреннее убранство
Базилика собора изнутри разделена на три продольных нефа, отделенных друг от друга колоннами с арочными проемами.
Логическим завершением центрального нефа является его алтарная часть. Автор датируемого шестнадцатым столетием алтаря – известнейший веронский зодчий Микеле Санмикели. Центральный неф богато изукрашен фресками на те или иные евангельские тематики: Рождества, Благовещения, Вознесения Богоматери, Распятия Христа и многие другие. Наиболее ценными и уникальными среди них считаются несколько из немногих сохранившихся в мире монументальных романских фресок, которые были созданы в ХII столетии.
В каждом из боковых нефов размещено по органу, которые установлены строго симметрично по отношению друг к другу. Отдельное внимание следует уделить органу левого нефа. Его неповторимая особенность – созданная в шестнадцатом столетии необычайной красоты роспись на евангельский сюжет успения Пресвятой Богоматери, а также портреты 4-х епископов Вероны.
В соборе имеются также многочисленные капеллы, по своим очертаниям напоминающие своеобразные внутренние часовенки. Изнутри стены и своды капелл украшены резьбой и лепкой, а также выполненными в стилях ренессанса и барокко драгоценными фресками на библейские сюжеты, авторами которых были такие знаменитые веронские живописцы, как Либерале да Верона, Антонио Балестра, Джамбеттино Чиньяроли и др. В одной из капелл собора размещен саркофаг св. великомученицы Агаты. Эта особо почитаемая реликвия, датируемая серединой двенадцатого столетия, декорирована росписью на сюжет истязаний святой и ее чудесного воскрешения при участии четырех ангелов.
Официальный сайт: cattedralediverona.it
Адрес: Piazza Duomo, 21, 37121 Верона VR, Италия.
Карта расположения:
← Площадь Бра (итал. Piazza Bra) | Башня Ламберти (Torre dei Lamberti) → |
---|
Похожие публикации:
Мост Скалигеров (итал. Ponte Scaligero)
Мост Скалигеров – старинный мост через реку Адидже. Известен своей необычайной прочностью, благодаря которой простоял без ремонтов и реконструкций более пяти веков. Другое название сооружения – мост Кастельвеккио, что на итальянском языке указывает...
Порта-Борсари (итал. Porta dei Borsari)
Порта-Борсари не просто ворота, а остатки фортификационного сооружения времен римских легионеров. Построенные в I столетии н.э., они частично сохранились. Трехярусный белокаменный фасад включает два больших проема на нижнем уровне (в древности – гл...
Арка Гави (итал. Arco dei Gavi)
Арка Гави – триумфальный памятник римской эпохи, построенный в I веке н.э. В отличие от большинства монументов того периода, он не является символом императорской власти, а посвящен одному из знатных семейств Вероны. До начала XIX века арка вплотну...
Палаццо Маффеи (итал. Palazzo Maffei)
Палаццо Маффеи – яркий образец барочной архитектуры, расположенный в шаговой доступности от знаменитого балкона Джульетты и амфитеатра Арена. Имя архитектора здания, к сожалению, история не сохранила.
...
Что привезти из Вероны?
Что привезти из Вероны? То, что будет хранить вашу память именно об этом городе — городе Ромео и Джульетты, замечательного вина, античных памятников, изумительных пирожных Baci di Giulietta и Sospiri di Romeo, отличной кожаной обуви. На самом деле ...