Достопримечательности Москвы
Казанский вокзал
Рубрика: Москва
Изначально вокзал носил название Рязанского, поскольку входил в инфраструктуру Московско-Рязанской железной дороги. В 1911 г, когда наладилось железнодорожное сообщение между Москвой и Казанью, вокзал получил официальное наименование Казанского, хотя в течение еще более чем двух десятилетий после этого в обиходе обывателей бытовали на равных и то, и другое названия.
В своем первоначальном варианте вокзальное здание было построено из дерева и вступило в строй в начале 1862 г, а первый состав, который следовал от Москвы до Коломны, отошел от вокзального перрона ближе к середине лета. Вокзал, и без того не поражающий своими размерами, был принят в эксплуатацию со множеством существенных недоделок, а обслуживание пассажиров осуществлялось из рук вон плохо. В частности, на недостроенные перроны мужчинам приходилось выпрыгивать, а дам, детей и людей преклонного возраста вообще снимали с вагонных трапов на руках.
К 1865 г. на месте прежнего, деревянного, построили новое здание, созданное по проекту архитектора М. Ю. Левестама. И хотя на этот раз в качестве основного строительного материала был использован камень, постройка, ютившаяся под единой кровлей с перронным дебаркадером, все равно была тесной, отнюдь не блистая изяществом и комфортом. Над аркой центрального входа высилась башенка, которую венчали часы. С того времени до наших дней дошло лишь одноэтажное строение воздвигнутого с преобладанием итальянского стиля локомотивного депо веерной конструкции. Этот вокзал за годы существования претерпел множество реконструкций, а в 1894 г, в связи с открытием Московско-Казанской железной дороги и многократно возросшим пассажиропотоком, назрела очевидная необходимость кардинальной перестройки и значительного увеличения полезных площадей.
Тем не менее, лишь к 1911 году правление владевшего дорогой акционерного товарищества приняло окончательное решение о воздвижении нового вокзала. Был объявлен конкурс, перед участниками которого поставили задачу создать соответствующий требованиям времени грандиозный проект «Восточных ворот города», символически соединяющих Европу с Азией. В конкурсную комиссию поступило несколько альтернативных вариантов, разработанных маститыми членами Императорской архитектурной академии Ф. О. Шехтелем и А. В. Щусевым, а также архитектором-художником Е. Н. Фелейзеном.
Проектные решения Шехтеля и Щусева отличались некоторой схожестью в силу наличия в них живописных объемных групп, однако предпочтение все же было отдано Щусеву. По мнению членов комиссии, преимуществом его проекта стало преобладание красочных элементов позднего московского барокко, сочетавшего в себе черты как неорусского, так и восточного стилей, что сообщало зданию экзотический и одновременно деловой тон. Возможно, выбор пал на Щусева еще и потому, что по проекту Шехтеля уже было создано здание Ярославского вокзала. В предпоследний октябрьский день 1911 г. комиссия огласила свой вердикт, согласно которому ведущим архитектором и руководителем строительства официально назначался Алексей Викторович Щусев. При этом оговаривалось условие, что в первоначальный проект автором должен быть внесен ряд усовершенствований. Окончательное утверждение проекта состоялось в конце осени 1913 г.
Строительные работы начались весной 1914 г. и превзошли по своему масштабу все прочие московские стройки того времени. Правление дороги, которое возглавлял известнейший российский предприниматель Николай Карлович фон Мекк, не жалело средств для финансирования грандиозного строительства и привлечения к нему самых талантливых российских зодчих, инженеров и художников.
Сложность композиции Казанского вокзала обусловлена тем, что А. В. Щусев нарочито пренебрег соблюдением законов классической симметрии, объединив в общее целое архитектурные объекты разновеликих объемов и масс. Гениальному архитектору удалось блестяще разрешить непростую задачу художественного согласования нововозводимого строения с парой уже существующих, придав всему комплексу единый и сугубо индивидуальный художественный облик вытянутых в струнку корпусов с помещениями, различающимися по функционалу и объемным формам определенных габаритов. Гармонию и ритмику довершает экзотика причудливых, словно взятых из сказок «Тысячи и одной ночи» очертаний остроконечных кровель и башенок, плавных изгибов арок. При этом отправной композиционной вехой, обеспечивающей зрительное единство, служит угловая башня многоярусной конструкции, органически связывающая фасады сооружения и являющаяся доминирующим элементом. В архитектуре башни явственно прослеживаются органично сочетающиеся черты Боровицкой башни Московского Кремля и башни Сиюмбике при Казанском Кремле, хотя пропорции ярусов здесь изменены в сторону увеличения нижнего объема. Башня увенчана шпилем с фигурой дракона Зиланта, изображенного на старинном гербе столицы Татарстана.
В итоге вокзал визуально воспринимается как исторически сложившаяся на протяжении многих лет архитектурная система, а не комплексное решение в рамках единого авторского проекта.
В 1936 г. в помещение бывшего багажного отделения была встроена тоннельная галерея, ведущая ко входу на станцию метро «Комсомольская». Позже, в течение 1950 гг., состоялось обустройство подземного зала для пассажиров пригородных поездов, также соединённого с метрополитеном.
Очередную реконструкцию вокзала с целью увеличения его пропускной способности провели в 70-х годах минувшего столетия, а с 1986 по 1997 гг. здание подверглось капитальному ремонту с расширением и перепланировкой помещений, обновлением интерьеров, оснащением современной техникой. Также были сооружены крытый дебаркадер, зал ожидания с восточного фасада, линии подземных переходов под всеми станционными платформами, новые здания корпусов в зоне Рязанского проезда и ул. Новорязанской, включая спроектированную Щусевым Царскую башню. Архитектура новых корпусов, несмотря на ряд существенных отличий от щусевской концепции, органично сочетается с обликом всего сооружения, нисколько не нарушая общекомпозиционного единства. Завершение реконструкции приурочили к дате 850-летнего юбилея Москвы.
В 2003 году регулярное пешеходное движение по тоннелю подземного перехода под платформами Казанского вокзала было прекращено, а в конце 2011 г. состоялось открытие новосозданного трехэтажного пригородного вокзала. Знаменательным событием стало создание в Царской башне постоянно действующей экспозиции живописных полотен, автором которых является Народный художник России Дмитрий Анатольевич Белюкин.
Ближайшая станция метро: метро «Комсомольская» Кольцевой или Сокольнической линии.
Адрес: Комсомольская площадь, д. 2, Москва, Россия.
← Ленинградский вокзал | Ярославский вокзал → |
---|
Похожие публикации:
Памятник Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича...
Памятник Юрию Долгорукому
Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди...
Памятник А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят...
Театральная площадь
Театральная площадь — один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. ...
«ВДНХ» — выставка достижений народного хозяйства
Комплекс ВДНХ, расположенный в северо-восточной части российской столицы, можно назвать огромной выставкой под открытым небом. Его общая площадь составляет более 300 га, половину занимают павильоны, возведённые ещё до Великой Отечественной войны и ...