ГлавнаяРоссияМосква → Храм Василия Блаженного
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Москвы

Храм Василия Блаженного


Рубрика: Москва

Храм Василия Блаженного

Один из самых известных памятников старины Москвы, православный храм на Красной площади носит имя Василия Блаженного. Его многоцветные фасады и красочные маковки восхищают иностранных туристов, а россияне по праву гордятся уникальным архитектурным сооружением. Храм неоднократно менял название: до XVII в. он назывался Троицким, затем Иерусалимским. Позже за собором закрепилось название Покровский, и под этим именем он вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Удивительно, но храм выстоял в сложное для всех культовых сооружений время, на стыке эпох.

Как появился храм

Символ Москвы и всей России возвели в середине XVI в. Иван Грозный ознаменовал этим строительством взятие Казани. В те времена было принято в честь военных побед ставить временные (деревянные) церкви. После того, как молодой царь одержал победу над Казанским Ханством, он отдал приказ заложить каменный собор имени Покрова Пресвятой Богородицы.

С появлением храма связано много легенд. Одна из них, возникшая в середине ХХ в., гласит, что церковь построили под руководством зодчего Постника Якова, имевшего прозвище Брама. Согласно другой версии, Брама – это другой архитектор, который строил соборы в тот же временной период. Так считают и сотрудники исторического музея «Покровский собор». Есть и третье мнение, гласящее, что зодчий был итальянцем – отсюда и красочный стиль, напоминающий об архитектуре эпохи Возрождения. И все же значение многоцветного дизайна куполов не разгадано по сей день

Еще одна легенда гласит, что царь приказал ослепить архитектора, построившего собор, дабы он больше никогда не смог возвести подобной красоты. Однако если речь идет о Постнике Якове, то это маловероятно, потому что позже этот зодчий участвовал в строительстве других церквей на Руси. Существует предание, связанное с именем юродивого Василия Блаженного, который собирал деньги на строительство храма на Красной площади. Эта красивая версия так же не нашла исторического подтверждения. Однако в 1588 г. к храму пристроили десятый придел и освятили его в честь Василия Блаженного, т. к мощи святого находились на месте строительства.

XVI век

Изначально храм имел вид торжественный и красочный. Основную шатровую церковь окружали 8 церквушек поменьше, по числу дней боев за взятие Казани. В те времена он исполнял роль мемориала, воздвигнутого в честь павших на поле брани солдат и военачальников.

Службы в храме проводились лишь в теплое время года, потому что в нем не было отопления. После того, как в конце 80-х годов XVI в. к собору пристроили еще одну церковь с отдельным входом, служить стали круглогодично. Примерно в тот же период появились и маковки собора; их надстроили взамен сгоревшего в пожарах предыдущего покрытия.

Внутренние интерьеры представляли собой множество небольших по площади помещений, соединенных между собой лабиринтами переходов. Ни одно из них не было достаточно просторным, чтобы вместить большое количество народа в дни православных праздников. Поэтому пасхальные и рождественские службы проводились снаружи; на Лобном месте устанавливали аналой, а алтарем служило само здание собора.

XVII век

В 70-х годах XVII в. собор приобрел яркую орнаментальную роспись, шатровую колокольню с обитыми железом главами, черепичное покрытие паперти и множество других поновлений. Деревянные галереи заменили кирпичными, старые деревянные церкви на Красной площади закрылись, а количество престолов в каменном храме, увеличилось соответственно числу упраздненных.

Руководил изменениями патриарх Иоаким. До 1660 г. храм Василия Блаженного оставался самым высоким строением в Москве. Тогда же фасад собора украсили керамическими изразцами, содержащими сведения обо всех изменениях, завершенных к 1683 г.

XVIII век

По данным на начало 1722 г., за храмом числилось 18 престолов, в т. ч. Живоначальной Троицы, Параскевы-Пятницы, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Сергия Радонежского и др. Спустя 15 лет в Москве случился сильный пожар, в результате которого интерьеры храма выгорели целиком. Реконструкцией руководил архитектор Мичурин.

Следующую реставрацию инициировала императрица Екатерина II, выделившая на эти цели 10 тысяч рублей, довольно крупную по тем временам сумму. Под руководством архитектора Яковлева разобрали купол Феодосиевской церкви со стороны северного фасада Покровского собора. Нижний ярус преобразился в крытую паперть, престол упразднили. И все же собору было еще далеко до нынешнего вида. Между ним и кремлевской стеной громоздились торговые лавки, а от Лобного места его отделяли ряды, где шла бойкая торговля овощами и фруктами.

XIX — начало XX вв.

Неизгладимое впечатление храм произвел на Наполеона, вступившего со своими войсками в Москву в 1812 г. Поговаривали даже, что он планировал его разобрать и вывезти во Францию. Осознав абсурдность своей идеи, Бонапарт решил взорвать собор, но осуществить его приказ не удалось, т. к. начавшийся дождь помешал французским пушкам сделать залп. Опять-таки, это всего лишь легенда, которой не нашлось документального подтверждения. Тем не менее, храм разграбили до основания, святыни исчезли, иконостасы осквернили. Украли даже мощи блаженных.

После изгнания французов с московской земли и окончания войны началась реконструкция Красной площади. В эти годы выложили подпорную стенку природным камнем вдоль Москворецкой улицы и южной стороны храма. Позже, когда Неглинку завели в трубу, с бывшей набережной демонтировали чугунное ограждение и использовали его для изготовления ограды собора.

Вот какие эмоции вызывал облик храма у иностранцев. Известный французский путешественник писал в 1839 г. в своих заметках, что он был очарован, и что величественная церковь похожа одновременно на букет экзотических цветов, китайский лаковый ларец, бокал венецианского стекла и шкуру хамелеона.

В 1880 г. в храмовый комплекс вошла усадьба на Пятницкой улице, ставшая домом для отца-настоятеля Иоанна. После установления советской власти его заключили в тюрьму и расстреляли. В 2000 г. его причислили к лику святых.

Серьезная реконструкция собора началась в 1890 г. под руководством архитектора Соловьева. Работы продолжались по 1912 г. включительно, в их ходе укрепили полы, установили витражи в окна.

Музейный период

В 1918 г. собор был объявлен памятником культуры российского и мирового значения, подлежащим государственной охране. На тот момент состояние храма было плачевным: крыша прохудилась, в окнах отсутствовали стекла, во внутренних помещениях царили разруха и хаос. В таких бедственных условиях начался процесс музеификации собора, первым смотрителем которого стал Иоанн Кузнецов. В течение нескольких лет он в одиночку, как мог, поддерживал порядок в церкви.

В 1923 г. на базе храма создали историко-архитектурный музей, руководство которым поручили Е. Силину, научному сотруднику, который не откладывая занялся комплектацией фондов. В 20-40-х годах в музее проводились исследования: изучались подвалы и лабиринты под его зданиями. Версия о наличии подземных ходов, ведущих из-под собора на территорию Кремля, подтвердилась.

В 1928 г. Покровский собор стал частью государственного Исторического музея. По одной из версий, двумя годами позже уникальный памятник архитектуры чуть было не исчез с лица земли. План реконструкции Красной площади, разработанный Кагановичем по приказу Сталина, подразумевал его снос, но «отец народов» не допустил этого и велел оставить храм на прежнем месте.

В годы Великой Отечественной войны он не действовал, но в сентябре 1947 г. заработал вновь. До конца ХХ в. объект пережил еще несколько реставраций. В 50-х годах исследовались все стены и изучались покрасочные слои. Нашли и восстановили роспись «под кирпич», белокаменные детали декора; обновили покраску куполов.

В 60-х годах главы собора, покрытые железом и никогда ранее не обновлявшиеся, перекрыли листовой медью. В 90-х годах музейный фонд стал собирать коллекцию колоколов. На текущий момент их всего девятнадцать штук, весом от 8 кг до 2,5 т. Часть из них отлита в России, остальные за рубежом. Высота собора – 65 м; в 2008 г. храм, по итогам sms-голосования, вошел в семерку чудес света России.

По сей день с храмом связано немало загадок. На многие из них, учитывая большой исторический срок с момента основания, уже вряд ли найдутся ответы. Так, например, непонятно, каким образом сооружение, высотой более 60 м, столько лет устойчиво держится без глубокого фундамента. И действительно ли в подвалах собора когда-то была библиотека Ивана Грозного, и если она там действительно была, то куда исчезла. В самом ли деле Постник и Брама были по приказу царя лишены зрения, или это всего лишь легенда. Ученые называют храм подлинным шифром в камне и высказывают сомнения по поводу того, что его когда-либо вскроют.

Сегодня это и храм, и филиал Исторического музея, и уникальный памятник архитектуры, равного которому в мире нет. Его облик, настенная живопись, фрески, редчайшие иконы привлекают православных со всей России и из-за рубежа. В 2011 г. собору исполнилось 450 лет.

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Ближайшая станция метро: «Площадь Революции», «Театральная», «Охотный Ряд».

Адрес: Красная площадь, Москва, Россия.


Похожие публикации:

Памятник Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича...

Памятник Юрию Долгорукому
Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди...

Памятник А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят...

Театральная площадь
Театральная площадь — один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. ...

«ВДНХ» — выставка достижений народного хозяйства
Комплекс ВДНХ, расположенный в северо-восточной части российской столицы, можно назвать огромной выставкой под открытым небом. Его общая площадь составляет более 300 га, половину занимают павильоны, возведённые ещё до Великой Отечественной войны и ...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: Telegram

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2024 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!