Достопримечательности Казани
Русский драматический театр им. В. И. Качалова
Рубрика: Казань
«Декорации в театре так же фантастичны, как изумительны актёры-певцы», — пишет об этом театре «Либерасьон», одна из трёх крупнейших газет Франции. «…Это изумительная школа… исполнители многогранны… одинаково хороши в игре, пении танце…», — а это строки из французской «Прованс». Казанский Качаловский (как его кратко иногда называют) покорил Францию, Финляндию, Болгарию, Египет, ему аплодировала искушённая театральная публика Петербурга, Москвы, других российских городов.
История успеха Казанского государственного академического русского Большого драматического театра им. В. И. Качалова (вот так торжественно звучит полное имя театра) была предопределена. Она связана с необыкновенной актёрской школой, с самим зарождением театра, который появился в Казани благодаря истинной любви к искусству горожан, а не чьим-то повелением или корыстным интересом.
Во второй половине XIX века, с 1867 года по год 1888-й, когда в нём служит П. М. Медведев, Казань величают «поволжскими Афинами» — так много ярких талантов раскрыто здесь, выведено на столичные сцены, в театры Александринский и Малый. В «поволжских Афинах» начинают свой путь к славе М. Г. Савина, П. А. Стрепетова, А. П. Ленский, К. А. Варламов и многие другие. Традицию открытия талантов продолжает и М. М. Бородай, державший антрепризу с 1893 года по 1901-й. под его руководством Ю. М. Юрьев в первый раз играет Хлестакова и Чацкого, а Качалов выходит на сцену театра, теперь носящего его имя…
Казанскому академическому русскому драматическому театру дают много эпитетов: старейший, один из первых по мастерству труппы, даже экспериментальный, ведь на его сцене время не остановилось, и рядом с «Пиковой дамой» играют «Американскую шлюху…». Но главное слово среди всех — настоящий: с традициями, своей атмосферой, своей историей.
Первые театральные представления в Казани ставятся силами семинаристов духовной семинарии, открытой в 1723 году. Их традицию поддержали гимназисты — ученики гимназии, впервые подчинявшейся напрямую Московскому университету. Среди них был и Гавриила Романович Державин, который вспоминал постановки пьес Сумарокова.
К гимназическим и семинарским представлениям живейший интерес проявляют горожане и сама императрица Екатерина II. Итогом становится открытие в 1791 году публичного театра, инициатором чего стал губернатор князь С. М. Баратаев из знаменитого грузинского рода Бараташвили. Пока у театра не было собственного здания, помещение арендовали за счёт казны на улице Воскресенской, в центре города.
Второй официальный казанский театр появляется в 1802 году волею и театральной страстью П. П. Есипова, обычного помещика. Он из своих крепостных создаёт труппу, строит для представлений деревянное здание, а в 1805 году есиповских самодеятельных актёров возглавляет П. А. Плавильщиков, ставший гордостью русской сцены. Именно его заслугой считают формирование художественных основ будущего знаменитого казанского театра.
Далее Казань становится настоящим театральным магнитом. 1836 год — туда впервые приезжает М. С. Щепкин, под чьим начальством на сцене театра поставлен «Ревизор», а сам Щепкин — в роли Городничего. За ним Казань посещают с гастролями В. И. Живокини, А. Е. Мартынов, П. С. Мочалов.
В 1852 году город получает новое здание театра, не уступившее по технической части «столицам», а сам театр — нового художественного руководителя — Н. К. Милославского, сыскавшего общероссийскую славу ролями Гамлета, Чацкого. За ним приходит Медведев — и начинаются уже упомянутые «поволжские Афины».
В 1914 году в Казани открывается ещё один театр — Большой. Название было продиктовано в первую очередь размерами, однако и внутренней отделкой, технической снастью здание также было равно лучшим в России. В 1919 году сгорел старый театр, а труппа его перебирается в Большой, объединив не только актёров, но и названия.
После революции славные традиции, пусть и несколько на новый лад, продолжаются, а в 1948 году театру дают имя Качалова. Для многих казанцев это оказалось сюрпризом: мало кто помнил, знал, что Качалов начинал свой путь на казанской сцене. Но открытие оказалось на редкость приятным. В 2005 году в атриуме Казанского театра Качалову установили памятник, но и без него дух талантливого актёра словно не покидал стен — так творчески, так смело и глубоко работают люди в Качаловском театре.
Адрес: г. Казань, ул. Баумана, д. 48.
Сайт: www.teatrkachalov.ru
Ближайшая станция метро: «Площадь Габдуллы Тукая».
Карта расположения:
← Памятник Фёдору Ивановичу Шаляпину | Дом Шарова → |
---|
Похожие публикации:
Комплекс Пушечный двор
Пушечный двор входит в состав музейного комплекса Казанского кремля и в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Расположен напротив Благовещенского собора, в северо-западной части городской крепости. Четыре его корпуса образуют в плане п...
Церковь Николы-Ратного
Год основания храма – ориентировочно 1558 г. Он был возведен у западной стороны Спасо-Преображенского собора, бывшего в XVI в. полностью деревянным. Новую церковь построили из камня и назвали в честь Николая Чудотворца. В народе храм называли имене...
«Кремлевская» набережная
В последние годы одной из главных достопримечательностей Казани является Кремлевская набережная на р. Казанке, протянувшаяся от моста «Миллениум» до Кировской плотины. Набережная – наглядный образец современной тенденции в ландшафтной архитектуре г...
Памятник меценату Асгату Галимзянову
Имя Асгата Галимзяновича Галимзянова – проживавшего в республике Татарстан знаменитого мецената и почетного гражданина Казани – знакомо практически каждому. Асгат Галимзянов всегда считал благотворительность своим священным долгом. Он, в частности ...
Казанский кремль
Казанский кремль настолько древен по времени заселения, что его можно считать опорной точкой истории для окружающих территорий. Давным-давно не кремль, а просто холм, он был окружён водой с трёх сторон: на востоке — цепью озёр, на севере — водами р...