Достопримечательности Санкт-Петербурга
Александринский театр
Рубрика: Санкт-Петербург
Александринским (или Российским государственным академическим драматическим театром имени Александра Сергеевича Пушкина) называется театр в Санкт-Петербурге, являющийся едва ли не самым старым из всех драмтеатров Российской Федерации, действующим по сегодняшний день и охраняемым государством как архитектурный памятник. Он стал первым постоянно действующим российским театральным учреждением, созданным для широкой публичной аудитории на основании Указа, изданного императрицей Елизаветой I в сентябре 1755 г. Труппа была возглавлена «патриархом российского театра» Фёдором Григорьевичем Волковым, а директорствовать назначили известнейшего российского драматурга Александра Петровича Сумарокова. С 1756 г. театр стали именовать придворным.
С 1764 г., после кончины Волкова, руководить труппой было поручено одному из старейших актёров России Ивану Афанасьевичу Дмитриевскому.
«Российской придворной актёрской труппой» были поставлены комедии, авторами которых являлись А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин, В. И. Лукин, П. А. Плавильщиков, П. Корнель, Ж. Расин, Ф-М Вольтер, Ж-Б. Мольер, П. Бомарше и другие замечательные драматурги. До этого актерам приходилось давать представления во множестве различных помещений, мало приспособленных под театральные нужды.
Начиная с 1770-х г. г. основой репертуара становятся комические оперные спектакли.
Там, где сегодня находится современное здание, с 1801 г. размещался спроектированный зодчим Винченцо Бренна деревянный итальянский павильон Аничкова дворца, в котором выступала актерская труппа Антонио Казасси. Спустя какое-то время труппу распустили, а само здание приобрела государственная казна, после чего оно получило название Малый театр.
В 1833 года, спустя семьдесят пять лет после того, как была создана российская труппа, выдающийся российский архитектор Карл Иванович Росси реализовал собственный проект нового театрального здания в стиле ампир, центральный фасад которого был обращен в сторону Невского проспекта. К началу 1842 г. театр вмещал, в общей сложности, до 1 800 зрителей, размещающихся в партере, амфитеатре, в ложах и на балконах пяти ярусов.
С 1833 г. театр получил официальное название Александринского по имени императрицы Александры Феодоровны, являвшейся женой Николая I.
В течение всего 19 столетия театр являлся ведущим в столице Российской Империи, оказав огромное влияние на становление и развитие русских театральных традиций. Ориентируясь в первые годы века на театральную культуру европейского образца, с течением времени он все явственнее обретал черты собственной оригинальной школы. После победы русских войск над полчищами Наполеона особенно модными среди завзятых сановных театралов стали постановки в легком жанре, преимущественно в виде комедий и водевилей, в частности, пьес М. Н. Загоскина, Н. И. Хмельницкого и А. А. Шаховского. Сенсационными явлениями в сценической жизни стали постановки комедийных произведений Александра Сергеевича Грибоедова и Николая Васильевича Гоголя. Низменными овациями публика встречала выступления выдающихся мастеров сцены Ивана Ивановича Сосницкого, Марии Ивановны Вальберховой. Николая Осиповича Дюра, Варвары Николаевны Аксенковой, Василия Андреевича Каратыгина.
Со второй половины 19 в. труппа стала значительно омолаживаться: афиши запестрели такими звездными именами, как Владимир Николаевич Давыдов, Константин Александрович Варламов, Марья Гавриловна Савина, Павел Матвеевич Свободин, Варвара Васильевна Стрельская, Василий Пантелеймонович Далматов, Мамонт Викторович Дальский, Полина Антипьевна Стрепетова. Но бриллиантом первой величины в этой драгоценной оправе была, конечно же, гениальная русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская.
Водевильно-комедийный жанр обусловил своеобразие игровой манеры актеров – она стала отличаться живостью, динамизмом, пластикой, оригинальными особенностями внешней техники, развитием вокальных способностей. Это, в свою очередь, привело к определенным разногласиям в творческих взглядах между представителями Петербургской и Московской школы. Дореволюционный исторический период существования театра был отмечен неусыпным вниманием со стороны членов императорской фамилии, что также пошло на пользу труппе.
В 1921 г. театр получил название «Государственного академического театра драмы», а вскоре после этого ему присвоили имя А. С. Пушкина. В 1990-е г. г. ему было возвращено название «Александринский».
Возрожденный театр времен СССР и постсоветской эпохи получил всемирную известность как «режиссерская Мекка». В разные годы здесь ставились спектакли под режиссурой Всеволода Мейерхольда, Игоря Терентьева, Сергея Радлова, Николая Акимова, Леонида Вивьена, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова, других знаменитых корифеев сценического искусства.
В настоящее время художественным руководителем театра является Валерий Фокин, стараниями которого уже вошло в традицию регулярное проведение на международном уровне Александринского фестиваля театрального мастерства.
Сайт: www.alexandrinsky.ru
Адрес: площадь Островского, 6, город Санкт-Петербург, Россия.
Карта расположения:
← Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова | Летний сад → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...