Достопримечательности Санкт-Петербурга
Домик Петра I
Рубрика: Санкт-Петербург
Домик Петра Первого, первоначально именуемый «Красными Хоромами», — первая из построек на территории Санкт-Петербурга, служившая летней резиденцией монарха-реформатора в 1703 по 1709 гг. Это небольшое деревянное сооружение, занимавшее площадь в 60 кв. м., было воздвигнуто армейскими плотниками-шведами рядом с Троицкой площадью в рекордно короткий трехдневный срок, будучи начато 14 (25) и завершено 16 (27) мая 1703 г.. В день освящения домика здесь же состоялась торжественная церемония в ознаменование вхождения в состав России новых территорий и закладки новой столицы.
В 1931 г. в доме был открыт музей, экспонатами которого стали артефакты того времени и множество подлинных личных вещей самого царя.
Местом возведения здания, целиком выполненного из дерева, стала Петроградская сторона, что далеко не случайно и обусловлено стратегическими соображениями. Отсюда, непосредственно из окон домика, хорошо просматривалась панорама окружающей местности с бастионами Петропавловской крепости, а также примыкающие к береговой линии воды Финского залива.
Срубленный из бревен карельской сосны дом имел габариты 12,6 х 5,8 м. и высокую псевдочерепичную кровлю с водруженным на нее макетом пушки и даже бомб к ней, призванных символизировать воинские заслуги монарха, скромно именовавшего себя бомбардиром Петром Михайловым.
Наружная поверхность бревен была стесана и стилизована под кладку из красного кирпича, что, наряду с высокими сводами кровли, а также искусно расписанными дверями и наличниками, явилось своеобразной данью увлечения Петра голландской архитектурой, обретенного за время жизни в Амстердаме, где он обучался плотницкому и парусно-такелажному ремеслу. В ходе реставрации, проведенной в первой половине 70-х гг. ХХ века по проекту советского зодчего Александра Эрнестовича Гессена, внутри здания была воссоздана изначальная «травная» роспись наличников: на вороненом основном фоне играет бликами масляных красок причудливое переплетение ветвей и цветов шиповника, стеблей мяты, алых гвоздик, лазурных полевых васильков…
Весьма необычны для деревянного зодчества России экстерьер и интерьеры здания, в которых явственно прослеживаются типичные черты скандинавского стиля. Это и сами бревна, рубленные в виде брусьев шестигранного сечения, и остекленные пластинами «лунного» стекла в свинцовых рамах широкие проемы трехстворчатых окон, и внутреннее убранство комнат, стилизованных под судовые каюты с обитыми парусиной стенами.
Петр проявлял личную заботу о том, чтобы здание «Красных Хором» сохранилось для потомков. С этой целью в 1724 г. им был издан специальный указ, коим повелевалось возвести над постройкой защитную галерею-«футляр», служащую для здания надежным укрытием от присущих данной местности непогод. Спустя столетие проемы галереи были остеклены, а в 1847 г. взамен деревянного футляра возвели новый, каменный, занимающий значительно больший объем пространства. Несмотря на это, в 1888 г. галерею вновь расширили.
На пожертвования меценатов в 1870 г. Домик и прилегающую к нему усадьбу обнесли декоративной чугунной внешней оградой с элементами позолоты, а в 1873 – аналогичным внутренним ограждением. Вокруг разбили небольшой садик, в центральной части которого установили выполненный из бронзы бюст Петра Великого – точную копию с оригинала работы Растрелли.
С той поры в монаршей семье возникла добрая традиция высаживать в садике саженцы дубков в ознаменование особо торжественных событий государственной значимости. Некоторые из этих деревьев и поныне радуют посетителей дома-музея своими развесистыми кронами и шелестом листвы. Сохранился и серебряный заступ, при помощи которого царствующие особы сажали дубки. Однако самой важной здешней реликвией являлся не заступ, а особо почитаемая Петром бесценная икона Спаса Нерукотворного, которую он считал своей хранительницей и для которой в 1741 г. при участии императрицы Елизаветы Петровны в помещений бывшей монаршей опочивальни была обустроена часовня. Поток людей, стремящихся поклониться святому образу Спаса, был нескончаем, и для его упорядочения окно опочивальни пришлось преобразовать в дверь, куда могли выходить паломники после посещения часовни. В начале 1930 г. Советская власть упразднила часовню, а икона Спаса была перенесена в Спасо-Преображенский собор, где хранится поныне.
В 1998 г. здание Домика было подвергнуто новой капитальной реставрации с воссозданием исторического облика усадьбы, ограждений, росписей и прочих художественных деталей.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Петровская наб., 6.
Ст. метро «Горьковская», «Площадь Ленина».
Карта расположения:
← Витебский вокзал | Дворец Белосельских-Белозерских → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...