Достопримечательности Санкт-Петербурга
Собор Феодоровской иконы Божией Матери
Рубрика: Санкт-Петербург
В 1913 году в Российской империи отметили 300-летие Дома Романовых. Подготовка к знаменательной дате началась задолго до ее наступления. Среди прочего возникла идея возвести в Санкт-Петербурге собор, который бы напоминал храмы Верхневолжья допетровских времен. Так в городе на Неве появился собор Феодоровской иконы Божией Матери. Прообразом его здания, исполненного из железобетона, стали ростовские соборные храмы первой половины XVII века, когда на престоле воцарился первый представитель этой династии – Михаил Федорович. Ныне собор находится в ведении Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
Хронология строительства Феодоровского собора
Решение о строительстве храма, которое полностью одобрил император Николай II, было принято в 1907 году. Однако строительный комитет образован только через два года. Его возглавил генерал-майор Д. Я. Дашков, принадлежавший до 25 октября 1909 года к свите великого князя Михаила Александровича. Сам Михаил Александрович взял комитет под личное высочайшее покровительство. Был объявлен конкурс проектов. Из множества предложений комитет остановил свой выбор на варианте архитектора С. С. Кричинского. В 1910 году определились с местом строительства – возле Николаевского вокзала, на пересечении улиц Миргородской и Полтавской.
5 августа 1911 года состоялась закладка храма. Божественную литургию по этому случаю отслужил Антоний (Храповицкий), архиепископ Волынский. В торжественной церемонии принял участие великий князь Михаил Александрович. В месте закладки заранее было приготовлено углубление. Все присутствующие после богослужения положили в него монеты. Причем сам Михаил Александрович опустил в углубление «деньгу» времен Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых (правил в 1613–1645 гг.).
Крест на центральный купол строящегося собора воздвигнут 14 марта 1913 года. Торжественное богослужение, которое предварил молебен, возглавил Григорий IV, патриарх Антиохийский. Всё строительство было подчинено главной идее – увековечить память о «двух русских царственных домах». Она и определила облик храма: как внешний, так и внутренний.
Нижняя церковь посвящена Александру Невскому
Нижняя Федоровская церковь – трехпридельная. Была оформлена четырьмя массивными колоннами, окнами-бойницами и стрельчатыми сводами. Внутри была выдержана в стиле новгородской архитектуры XIII века. Могла вместить полторы тысячи человек. Ее посвятили святому благоверному князю Александру Невскому. Правый и левый пределы храма – святого Филарета Милостивого и мученицы Марфы – носили имена родителей первого царя династии Романовых. Их освятили 7 ноября 1913 года.
А вот главный придел нижней Феодоровской церкви к сроку оформить не успели. Хотя мраморный иконостас (его изготовили на знаменитой фирме Оловянишникова) и образа к нему авторства Г. И. Чирикова были готовы. Украшением иконостаса должны были стать старинные царские врата. Их подарил инженер С. Н. Смирнов.
Освящение нижнего придела состоялось только осенью 1920 года. Тогда же освятили и правый придел, святителя Николая и мученицы Александры. Спустя неделю Романовская церковь (так ее тогда называли) получила статус соборной, при ней образовался небольшой приход. Богослужения, как и прежде, тут совершали монахи Феодоровского монастыря. Так продолжалось вплоть до конца июня 1932 года.
Облик и внутреннее убранство верхней церкви
Верхняя Федоровская церковь тоже трехпридельная. Ее, могущую вместить 2 тысячи человек, украсили в ростовском стиле. Отсутствие колонн создавало в храме некое ощущение простора. Лестницу, ведущую внутрь, расписали сценами из священной истории. Не меньше восхищали красивые двери, изготовленные из чеканной бронзы.
Отдельно следует отметить ее иконостас в пять ярусов, покрытый басмой. Зодчий, разработавший эскиз, взял за основу иконостас родового храма семьи Романовых – церкви Святой Троицы (Грузинской Божией Матери) в Никитниковом переулке в Москве. Вырезали иконостас из липы в столичной мастерской И. М. Дикарева. Руками ее же мастеров изготовили Голгофу, царское место и киоты.
Церковь украсили копии старинных икон. Их писали именитые столичные изографы М. С. Емельянов, В. П. Гурьянов и упомянутый Г. И. Чириков. Работами руководил профессор Н. В. Покровский. Росписью внутренних стен занимался В. Ф. Щербаков. За образец он взял фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Колокола с именами членов семьи Романовых отлили в той же фирме Оловянишникова. Ее же мастерами изготовлены церковная утварь и ажурное паникадило из бронзы в форме шапки Мономаха. Диаметр этого центрального светильника составил 3 сажени (6,4 метра).
Императорская свита даровала храму серебряную дарохранительницу, имевшую вид уменьшенной копии Успенского собора. Гвардейский корпус преподнес свой дар: воспроизведение священных сосудов из Ипатьевского монастыря.
В советское время собор… стал молокозаводом
С июля 1932 года собор Феодоровской иконы Божией Матери был закрыт. Позже его частично разрушили и… переделали под молокозавод. Фасад храма украшала изготовленная по эскизу С. В. Чехонина майоликовая икона: она исчезла. В 1993 году власти Санкт-Петербурга приняли решение перебазировать молокозавод и передать Феодоровский собор в ведение епархии. Не дожидаясь исполнения этого решения, в том же году рядом соорудили храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. Его освящение состоялась 28 марта 1998 года.
Власти Петербурга вернули собор верующим
В ведение питерской епархии храм вернули только в августе 2005 года. Его Попечительский совет в конце 2006 года возглавил председатель Высшего совета партии «Единая Россия», тогдашний спикер Государственной Думы РФ Борис Грызлов. Реставрационные работы в соборе планировали завершить в 2013 году, на который пришлись 100-летие со дня его основания и 400-летие Дома Романовых. Реставрацию колокольни завершили весной 2011 года: точная копия колокольного ансамбля XIX века поднята на нее 27 марта. Работы по воссозданию над парадным входом мозаики образа Спасителя были завершены 28 апреля 2013 года.
Великое освящение престолов верхней церкви
День 15 сентября 2013 года вошел в новую историю собора Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых (его официальное название) как один из самых знаменательных. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил чин великого освящения трех его престолов в верхнем храме. На богослужении присутствовали председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, министр культуры Владимир Мединский, председатель Попечительского совета Борис Грызлов и прихожане.
Адрес: 191036, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литер А
Официальный сайт: www.feosobor.ru
Карта расположения:
← Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра | Храм Спаса-на-Крови (Собор Воскресения Христова) → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...