Достопримечательности Кронштадта
Морской Никольский собор в Кронштадте
Рубрика: Кронштадт
Морские храмы называют церквями-маяками. Они довольно распространены в православных странах и служат своего рода ориентиром для путешественников. В издаваемых для мореплавателей описаниях морей, океанов и прибрежий (лоциях) расположение таких объектов обычно указывается. При их прохождении верующие, обратив свой взор к алтарю, могут воззвать в молитве к Богу.
В России таких храмов семь. Это Николо-Богоявленский собор и Чесменская церковь в Санкт-Петербурге, Свято-Никольский храм в Севастополе, Храм-маяк Святителя Николая в селе Малоречное (г. Алушта, Республика Крым), церковь Николая Чудотворца в Таганроге, Свято-Троицкий морской собор в поселке Усть-Луга и Морской Никольский собор в Кронштадте. О последнем – наш рассказ.
Самый крупный в дореволюционной России
Идея строительства на острове Котлин вместительного морского собора родилась еще в 1830 годах. С ней выступил член Святейшего Синода, первый протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский, по инициативе которого уже строились сотни войсковых церквей. Однако высочайшее разрешение в 1897 году получило лишь ходатайство адмирала и генерал-адъютанта Николая Ивановича Казнакова, и начался сбор добровольных пожертвований. Собор должен был стать достойным памятником погибшим морякам Российского флота.
Разработкой проекта занимался архитектор Василий Антонович Косяков. В работе над ним участвовали гражданские инженеры Владимир Шаверновский и Александр Виксель. Поскольку собор задумывался как ориентир с моря, то в проекте предусмотрели соответствующую высоту купола. И первое, что должны были видеть с приближающихся к Кронштадту судов, это его крест. 21 мая (3 июня по новому стилю) 1901 года Николай II утвердил проект.
Морской собор святителя Николая Чудотворца стал последним и одновременно крупнейшим из всех аналогичных соборов дореволюционной России. Местом его возведения избрали Якорную площадь. Прежде тут находились старые якоря, а теперь она была свободной, что позволяло разбить вокруг будущего храма парк и оборудовать территорию для крестных ходов. Дата начала строительства – 1 (14) сентября 1902 года. Перед этим состоялся молебен, который в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова совершил протоиерей Иоанн Кронштадтский. На закладке храма 8 (21) мая 1903 года были Николай II и императрица Александра Федоровна, его мать вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья Михаил, Алексей и Владимир Александровичи.
Окончание торжественной церемонии увенчал салют в 31 выстрел, произведенный с орудий крепости и находившихся на рейде кораблей. В тот же день государь и представители императорской фамилии посадили в сквере, что вокруг храма, 32 годовалых дубка. В 1907 году собор в целом был готов, оставались только внутренние работы. Строительство обошлось в немалые по тем временам деньги – 1 млн 876 тыс. рублей. 10 (23) июня 1913 года в присутствии августейших особ и тысяч верующих церковь была освящен протопресвитером военного и морского духовенства отцом Георгием Шавельским. Ему сослужил настоятель Адмиралтейского собора Санкт-Петербурга митрофорный протоирей Алексий Ставровский. Службы в храме, состоявшем в приходе Морского Богоявленского собора г. Кронштадта, проводились вплоть до 1927 года.
Величественный собор превратили… в кинотеатр
Новые власти в лице президиума исполкома Ленинградского облсовета вынесли решение о закрытии морского собора. Его здание наметили передать под «культурно-просветительские цели». Верующие попытались отстоять храм и обратились повыше, но ВЦИК ходатайство Приходского совета отклонил. 27 сентября 1929 года его члены собрались на свое последнее заседание. Окончательной датой закрытия собора стало 14 октября того же года. Церковное имущество было передано по акту от Приходского совета к Государственному фонду. После этого здание переоборудовали… в кинотеатр имени М. Горького, прозванный в народе «Максимкой».
Переоборудование сопровождал демонтаж мраморных иконостаса и памятных досок со стен алтаря и галерей, установленных в честь погибших моряков русского флота и представителей морского духовенства. Их потом использовали при постройке хозяйственных объектов: на ступени, электрощиты, надгробия и т. д. Позолота с куполов была смыта, а позолоченные части икон – отломаны. Поверх мозаичных икон наложили штукатурку, а росписи закрасили. Церковное имущество вывезли. После войны «культурное освоение» бывшего собора продолжилось. В 1956 году в нем открыли клуб Кронштадтской крепости с театральной сценой и концертным залом на 1250 мест. В 1974-м тут появился филиал Центрального военно-морского музея СССР.
Все эти действия нанесли урон не только храму как таковому, но и исторической памяти. Ведь на черных мраморных досках были вписаны имена морских офицеров, павших при исполнении служебного долга и в боях (нижние чины шли общим числом, кроме тех, кто совершил выдающийся подвиг – имена последних вписывали отдельно). Доски же из белого мрамора содержали имена служивших на военных судах и погибших в море представителях духовенства. Всего таких досок было 150, а высеченные на них данные охватывали 200 лет существования Военно-Морского флота Российской империи.
Морской Никольский собор вернули верующим
После распада Советского Союза храм-памятник, хоть и не сразу, возвращен Русской православной церкви. Это стало результатом переговоров РПЦ с морским ведомством РФ. 19 ноября 2002 года на федеральном уровне принят закон, согласно которому религиозное имущество в нашей стране передается церквям. В том же году на колокольне Никольского Морского собора установили православный крест. 19 декабря 2005 года здесь состоялась литургия – впервые за 75 лет. 20 ноября 2010 года в соборе служил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Трансляция с богослужения шла по Петербургскому телевидению.
Чин малого освящения храма совершен предстоятелем РПЦ 19 апреля 2012 года в присутствии тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. Все эти важные церковные мероприятия проходили на фоне реставрационных работ, продолжившихся до весны 2013 года. 28 мая 2013 года, в день 100-летнего юбилея собора, состоялось его великое освящение.
На следующий день Священным синодом постановлено присвоить ему ставропигию – статус, дающий независимость от власти местной епархии и подчиняющий непосредственно патриарху или синоду. Такое решение полностью соответствовало его положению главного храма российского флота и центра Военного благочиннического округа. В выходные и праздничные дни тут планировались службы, но были сложности с доступом в собор – из-за еще существовавших в июне 2013 года неясностей с его юридическим статусом.
Особенности внешнего и внутреннего убранства
Планировка каменного Морского Никольского собора в целом идентична храму Святой Софии в Стамбуле. И там и там центральный купол опирается на апсиды, а боковые колоннады выполнены в стиле традиционной византийской базилики. В единую византийскую концепцию, безусловно, вписывается и роспись. Разница наблюдается в соотношении частей: храм в Кронштадте несколько меньше своего прототипа. Диаметр его купола 26,7 м, высота, длина и ширина – 52, 81 и 64 м, в то время как у собора в бывшем Константинополе – 31, 56 и 83 м соответственно.
Морской собор – самое высокое здание в Кронштадте. Так называемая внешняя высота – с учетом креста – составляет 70,5 и 52 метра – до основания главного купола. Пролеты главных арок высятся на 23 метра, а сторона внутреннего центрального зала имеет 24 метра. Облицовка фасада кирпичная и терракотовая. Его украшают гранитный цоколь, колонны порталов и, совсем немного, мозаика и майолика. Иконы на фасадах изготовили в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Александровича Фролова (1874–1942).
Два сюжета из жизни Николая Чудотворца, мозаичные изображения Спаса Нерукотворного, символы евангелистов и орнаменты украшают западный центральный портал. Иконы святых апостолов Петра и Павла (слева) и святителя Николая Чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского (справа) находятся над боковыми порталами главного входа. Над северным и южным порталами – образы Божией Матери и святителя Митрофания. Вызолоченные по мардану медные рельефные орнаменты украшают главный купол и купола звонниц. Пространство под первым окружают двухъярусные галереи-хоры. В восточной части имеются еще два предназначавшихся для духовенства входа. Их двери богато декорированы бронзовым орнаментом.
Роспись (художник М. М. Васильев) украшает только алтарь, паруса и своды южных и северных хор. Она частично выполнена под мозаику, частично – под фрески. Закончить роспись, поскольку остальные части собора были окрашены в ровный колер, решено при реставрации. Хоры поддерживают увенчанные капителями колонны, которые покрывает искусственный мрамор колонны. Такое же покрытие имеют наличники на внутренних дверных проемах.
Алтарную часть приподняли на четырехметровую высоту. Иконостас, уничтоженный в 1929 году, изготовлен из белого мрамора, имеет мозаичные вкрапления. Скульптор Н. А. Попов восстанавливал его по проекту В. А. и Г. А. Косяковых – на основе эскизов, архивных фотографий и материалов. Над главным престолом высилась мраморная сень. Мраморная кафедра для проповедей, декорированная колонками, изображением Святого духа в образе голубя и мраморными панелями, находилась в левой половине солеи.
Карнизы покрывает лепной орнамент, а пол устилал мелкий мрамор в тонкой медной оправе. Его украшали мозаичные фигуры рыб и медуз, изображения кораблей и морской флоры. Парадная ризница и место для церковного хора располагались в восточной части хор. Тут же хранили иконы с упраздненных судов. Ризница и библиотека находились на первом этаже.
Огромные круглые окна – произведения искусства
Окна в морском соборе огромные, круглой формы. Их, похожих на иллюминаторы, украсили витражами. Всего витражей было пять. Невероятно большими – по 52 кв. метра – были только два из них, вполне вписываясь размерами в грандиозный интерьер. Кто конкретно проектировал эти гигантские стеклянные полотна и собирал их, неведомо до сих пор. Известно только то, что все стекольные работы – а, значит, и создание витражей – взяло на себя знаменитое в то время Стекольно-промышленное общество братьев Максимилиана и Адольфа Леонтьевичей Франк. На момент установки в 1913 году эти круглые окна, вне всякого сомнения, были самыми большими в стране.
В 2011–2012 годах в петербургской мастерской Алексея Яковлева трудились над воссозданием этих уникальных витражных полотен. Восстановить западное окно, на котором изображен «Деисус» (икона с Христом в центре, справа и слева от него находятся Богоматерь и Иоанн Креститель), помогла сохранившаяся черно-белая фотография. Три фигуры, расположившиеся в канонической композиции, изображены в духе работ популярного художника В. М. Васнецова, самого востребованного церковью в начале XX века. Еще два окна первого яруса созданы, что называется, с нуля – в соответствии с духом того времени и стилистикой, присущей церковной настенной живописи начала прошлого века.
Рядом с Морским Никольским собором расположились северный и южный скверы. В первом, на месте будущего монумента участникам восстания 1921 года против большевиков, находится закладной камень.
Адрес: г. Кронштадт, Якорная площадь, 1.
Карта расположения:
← Памятник линейному кораблю «Октябрьская революция» в Кронштадте | Памятник С. О. Макарову в Кронштадте → |
---|
Похожие публикации:
24-фунтовое гладкоствольное орудие на берегу Итальянского пруда в Кронштадте
Боевое орудие расположено на берегу Итальянского пруда рядом с Макаровской улицей Кронштадта. Пушка калибром 151,6 мм, как гласит табличка на орудии, изготовлена из чугуна на Александровском заводе в 1805 году, руководимым Ф. Армстронгом. Длина ств...
Памятник линейному кораблю «Октябрьская революция» в Кронштадте
Линейный корабль «Октябрьская революция» имеет героическую славу. Он был заложен в Новоадмиралтейском судостроительном заводе Санкт-Петербурга 3 июня 1909 года, а 24 сентября 1911-го его уже спустили на воду. До 27 июня 1925 г. именовался «Гангут»....
Памятник С. О. Макарову в Кронштадте
Прогуливаясь по центру Кронштадта невозможно не обратить внимания на горделивую бронзовую фигуру, возвышающуюся над Якорной площадью близ сердца города – Морского Никольского собора. Это памятник Степану Осиповичу Макарову (1848–1904), знаменитейш...
Макаровский мост (Кронштадт) – памятник архитектуры XIX века
Пешеходный Макаровский мост располагается рядом с живописным Летним садом (это самый центр Кронштадта), соединяя Якорную площадь с Красной улицей. Мост является историческим и архитектурным памятником под охраной государства. Часть города, где он н...
Якорная площадь в Кронштадте
Якорную площадь называют сердцем города Кронштадта… Мы так привыкли к подобной метафоре по отношению к каждому городу, что зачастую считаем «сердцем» самую старую, самую красивую или ещё какую-нибудь «самую-самую» площадь или улицу.
Якорная площад...