Достопримечательности Санкт-Петербурга
Михайловский сад
Рубрика: Санкт-Петербург
Расположение Михайловского сада — центр Санкт-Петербурга. Южная часть комплекса прилегает к главному зданию Государственного Русского музея (Михайловскому дворцу), ряду строений Музея этнографии и корпуса Бенуа; северная имеет выход на реку Мойку; западная граничит с каналом Грибоедова; восточная — с Садовой улицей. Главный ориентир и достопримечательность северо-западной стороны — храм Спаса на Крови. Сегодня Михайловский сад официально находится в ведении Русского музея, являясь наиболее популярным, узнаваемым и обустроенным парком Северной столицы.
«Идейным вдохновителем» сада являлся Пётр Великий. Именно он в 1716 году приказал зодчему Жану-Батисту Леблону разработать проекты сразу нескольких скверов и подобрать для их размещения подходящие территории. Таким образом в Санкт-Петербурге вскоре появились оба Летних сада и современный Михайловский парк (изначально — Третий сад).
Замысел Леблона был поистине масштабен — основу концепции составлял целостный и стилистически единый садово-парковый ансамбль. Центральной его фигурой выступал дворец, по сути являвшийся копией верхних палат резиденции Петра в городе Петергофе. Окружали дворцовые постройки ели с аккуратными кронами особой — пирамидальной — формы. Рядом была разбита аллея каштанов, ведущая к уютной беседке.
Юго-западную сторону комплекса целиком занимал сад, не только даривший эстетическое наслаждение от прогулок по нему, но и приносящий пользу: на специально отведенной площади располагались тепличные и парниковые постройки, в которых выращивали фрукты, овощи, всевозможные травы и т. д.
Очередная веха в истории парка наступила в 1741 году, когда Елизавета I решила перестроить всю территорию сада, в том числе заложить новый Летний дворец. Воплощение идеи в жизнь было поручено Бартоломео Растрелли, который через два годы усердной работы представил план-эскиз, где парк в форме замысловатого лабиринта органично сочетался с фонтанами, скульптурными композициями и кружевными цветниками.
Проект был реализован безупречно и с точки зрения геометрии: из чётко выверенного центра в разные стороны расходились прямые аллеи, а выкопанные и обустроенные пруды имели формы точных прямоугольников.
Собственно Михайловский замок на парковой площади был возведён во время правления Павла I. Начавшееся в 1787 году строительство было завершено только через 14 лет — в 1801-м. Новый проект объединил в одну территорию все прилегающие сады и изменил общий облик парка. Нетронутыми было решено оставить лишь несколько фигурных прудов, сообщавшихся между собой каналом, проложенным под землёй.
Концепция же самого замка, по сравнению с предшественниками, претерпела значительные изменения — теперь это была полноценная крепость, окружённая водами сразу трёх каналов, вход и въезд в которую осуществлялись по разводным мостам. Получил ансамбль и новое название, сохранившееся до наших дней, — Верхний Летний (Михайловский) сад.
Смерть Павла I и отъезд царской семьи из замка повлекли за собой общее запустение территории. Только в 1822 году, после того как комплекс передали под управление Главного Инженерного училища, ситуация стала постепенно налаживаться.
Тогда же произошло ещё одно важное для истории парка событие — Александр I одобрил очередной план реконструкции, согласно которому глобальной перепланировке должны был подвергнуться и сам сад, и дворец, и участки возле него.
В частности, перед южной частью обновлённого дворца проектом предусматривалась обустроенная площадь, Церковный канал планировалось засыпать, оставив Воскресенский и все подземные каналы-коммуникации. Улучшить эту, без преувеличения, уникальную схему должен был дополнительно сооружённый коллектор, в числе прочего имеющий сообщение с Мойкой и повышающий таким образом циркуляцию воды во всей системе.
Автором проекта выступил Карл Иванович Росси, реализация планов началась в 1823 году.
Несмотря на принципиальное отличие задумки Росси от наследия предыдущих архитекторов, некоторые части комплекса органично вписались в новый ансамбль, потребовав лишь незначительной переделки. В основе идеи России лежала организация «английского» сада, где композиционной основой выступали фигуры неправильных форм. Так, участок перед центральным фасадом Михайловского дворца украсила лужайка, имеющая вид неправильного овала, такую же форму получили пруды, бывшие прежде строго прямоугольными. Систему аллей же было решено оставить без изменений.
Кроме этого, на берегу Мойки возвели пристань, а территорию сада превратили в оранжерею, радующую взгляд яркими красками цветов, кустарников и деревьев на протяжении всего тёплого сезона. При этом входить в парк простым горожанам было строго запрещено.
XX столетие можно по праву назвать «чёрной главой» в истории Михайловского сада. У советской власти не было ни ресурсов, ни желания поддерживать сад в жизнеспособном состоянии, и уже в 1902 году часть прудов обмелела, а геометрия посадок, придававшая аккуратный вид, нарушилась. Для того чтобы такие площади — 10 гектаров — не простаивали без дела, парк переименовали, «посвятив» его Международной организации помощи борцам революции, и открыли вход для всех желающих.
Вскоре лужайки, предназначенные исключительно для любования, изрезали дорожки для прогулок, в разных концах сада построили эстрадные павильоны и открытые площадки, ещё позднее — в 60-х — инфраструктуру пополнили кортом для игры в теннис и общественным туалетом.
Повлияла на общее разрушение комплекса и Великая Отечественная война: огромная территория парка послужила «хранилищем» для многих скульптур Русского музея — чтобы сберечь уникальные ценности от обстрелов и бомбёжек, их закапывали в траншеи целиком. В частности, таким образом была спасена конная статуя Александра III.
В результате всех этих событий, когда в 2001 году правительство Санкт-Петербурга приняло наконец решение произвести масштабную реконструкцию Михайловского сада, чтобы вернуть ему исторический облик, картина перед реализаторами проекта предстала по-настоящему жуткая: кроме общего запустения и хаоса на территории, ветви разросшихся деревьев полностью закрыли центральную часть дворца.
Работы по возвращению парку исторического облика и прежнего великолепия заняли восемь лет, и сегодня Михайловский сад в Санкт-Петербурге — это не только живописнейшее место и действующий памятник ландшафтного зодчества, но и полноценный зелёный музей под открытым небом, посетить который хотя бы раз в жизни должен каждый ценитель прекрасного.
Сайт: www.rusmuseum.ru/mikhailovsky-garden/
Ближайшая станция метро: м. «Невский проспект», м. «Гостиный двор».
Адрес: город Санкт-Петербург, Россия.
Карта расположения:
← Храм-часовня Святой Троицы | Скульптурная группа «Укрощение коней» на Аничковом мосту → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...