Достопримечательности Санкт-Петербурга
Николо-Богоявленский морской собор
Рубрика: Санкт-Петербург
Первым российским храмом для окормления моряков русского флота — первым по возникновению, значению и величию своей красоты — стал Николо-Богоявленский собор, возведённый в 1753 – 1762 годах на Никольской площади Санкт-Петербурга.
Грандиозный храм, напоминающий не то пышный дворец, не то бело-голубой, увенчанный золотом корабль — настолько монументальная постройка кажется лёгкой, небесной, — творение главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Саввы Ивановича Чевакинского. Достойный ученик Растрелли прославился тем, что смог не просто преодолеть мощнейшее влияние учителя, но создать в рамках елизаветинского барокко собственный стиль — одновременно величественный и прекрасный. Главное тому доказательство — здание Морского собора Святителя Николая Чудотворца и Богоявления (таково полное наименование Никольского морского собора).
В облике собора — и имперский размах (одновременно в соборе могут находиться около 5 000 человек), и пышная декоративность, и золото, при этом храм — грандиозное воплощение именно русской храмовой традиции, идея соборности в которой воплощалась крестово-купольной схемой сооружения и пятиглавым венчанием постройки луковичными куполами.
Строительство собора
Возведение храма Николы Морского в память «славных дел флота Российского» заняло 9 лет и было инициировано по прошению президента Адмиралтейств-коллегии Михаила Голицына. На территории застройки (Полковой двор, в окрестностях — Канонерская улица, Канонерский переулок) располагались одноэтажные казармы для служащих Военно-морского ведомства, в непосредственной близости — Крюков и Екатерининский каналы, Фонтанка.
Постройка отдельно стоящей колокольни происходила в 1755 – 1758 годах. Значительно позже, в 1908 году, в саду воздвигли Цусимский обелиск — как память об экипаже «Императора Александра III», броненосца, погибшего в Цусимском сражении.
Внешнее убранство собора
Барочный фасад храма выполнен в традиционных для стиля цветах — небесно-голубом и белом. Основной цвет фасада — голубой, поверх которого, словно «растворяя», наполняя воздухом масштабное сооружение, располагается белая лепнина в традиционной растительной стилистике (листья и цветы). Белого цвета и декоративная фасадная скульптура — группы колонн коринфского ордера и ангелы. Собор венчает пятиглавие позолоченных куполов на восьмигранных позолоченных же барабанах.
В выборе и постановке колонн собора ощутимо влияние московского зодчества XVII века. Оно проявляется в общей мягкости, скруглённости фасадной линии, что достигнуто пучковым расположением колонн по углам храма (по три колонны на каждом выступающем угле). Этой же цели — округлению собора — подчинено исполнение больших волют, размещённых на цоколе подкупольных башен.
Вся сложная, дробная композиция — колонн, лепнины, переходов, взаиморасположения элементов — настолько стройна, изящна, пластична, при всей изысканности — величава, мастерски составлена, что складывается в поразительный по гармонии образ, совершенно соответствующий своему предназначению не просто храма, а храма военного, морского. Этой строго-прекрасной композиции в полной мере отвечают и мотивы балконов в виде кованых узорных решёток, размещённые по всем соборным фасадам, за исключением аспидного восточного.
Колокольня
Особым достижением Чевакинского в совершенстве стиля, изяществе и величии считают колокольню, завершённую высоким шпилем. Она имеет три яруса фигурной кладки, которые украшают колонны на постаментах. Колонны несут антаблемент (верхнюю часть ордера) со сложным профилем.
Два нижних яруса выложены вогнутой кладкой, а верхний, напротив, круглой, создавая тем самым плавный переход к полусферическому куполу с барабаном и шпилем. Такая архитектурная декоративность «приподнимает» всё сооружение, «отрывает» его от земли, формируя не просто прекрасный, а одухотворённый, неземной вид сакральной постройки.
Интерьер собора
Интерьеры собора представляют собой тонкое единство сакрального, возвышенного стиля и дворцового, при всей пышности и роскоши — мирского. Столь спорный синкретизм весьма распространён в традиции русского храмового строительства, а в случае с Никольским собором и особенно уместен: военная, морская тематика храма неотделима от светскости, ведь морякам приходится стоять на страже всего мира — и духовного, и мира мирского, светского.
Нижняя трёхпридельная церковь храма освящена именем св. Николая Чудотворца — покровителя всех странствующих, путешествующих и плавающих. Однопрестольная верхняя церковь освящена именем Богоявления Господня. В этих церквах до сей поры сохранены иконостасы XVIII века авторства С. Никулина и И. Канаева с образами, писанными братьями Колокольниковыми — Федотом (в верхней церкви) и Мином (в нижней церкви).
Особого внимания заслуживает колоннада верхней церкви — признанный шедевр декоративного искусства, чей проект был разработан Чевакинским в 1755 году. В композиции, выборе мотивов, орнаментов, колористике колоннады и иконостаса чудным образом сплелись веяния барокко (европейского по сути изобретения) и традиции старой русской иконописи.
Жизнь собора
В 1762 году, 20 июля, престол верхней церкви торжественно, в присутствии Екатерины II, был освящён. Императрица, совершенно очарованная красотой и величием храма, повелела отмечать все победы флота российского в новой «морской полковой церкви» (такова была первоначальная задача постройки), а в связи с такой вновь обозначенной важностью церкви именовать её впредь собором.
Главной святыней Никольского морского собора стала икона Святителя Николая Чудотворца, написанная в Греции ещё в XVII веке. Вместе с частицей мощей святителя она размещена в нижней церкви храма.
Однако не одним богослужением и прославлением побед российских занимались служители храма. Подобно своему стаду, они в прямом смысле служили: в 1870 году при храме начало свою деятельность благотворительное общество, в ведении которого оказались больница, приют, школа и женская богадельня.
Даже после октябрьского переворота Никольский морской собор продолжал свою духовную службу, имея с 1941 по 1999 годы статус кафедрального. На хорах его жили митрополиты Ленинградские: с 1941 года — Алексий (Симанский); до 1950 года — Григорий (Чуков).
2000 год — на первом ярусе колокольни освятили часовню. 2008 год — митрополит Владимир (Котляров) освящает верхний храм собора. В XXI веке в собор возвращаются ковчег с мощами христианских мучеников всех веков от истоков христианства. Своё место вновь занимают иконы братьев Колокольниковых. Появляются и новые святыни — нашего времени: мемориальная доска в честь экипажа подводной лодки «Комсомолец» и советских субмарин, затонувших тогда, когда морякам обращаться в храм не полагалось…
Добраться до Никольского морского собора можно по улице Садовой, следуя по возрастанию нумерации домов. Далее — Крюков канал, Семимостье (загадывайте желания!), перейдите по Красногвардейскому мосту канал Грибоедова, отсюда идите до колокольни храма.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Никольская площадь, 1/3.
Официальный сайт: www.nikolskiysobor.ru
Карта расположения:
← Кронверкский мост | Православный приход храма Великомученика и Целителя Пантелеймона → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...