Достопримечательности Ярославля
Церковь Никиты Мученика
Рубрика: Ярославль
Временем возникновения Никитского, или Никитско-Сретенского прихода в одноименной Никитской слободе – предместьи на окраинной территории Ярославля эпохи Средневековья – считают XIV-XV вв. Согласно нынешней городской географии храм Никиты Мученика расположен близ перекрестка ул. Победы и ул. Салтыкова-Щедрина.
Первое упоминание о слободе, носящей данное наименование, встречается в изданной Василием III специальной грамоты, датируемой 1512 г. Приход располагал двумя небольшими церквями, имеющими приделы, воздвигнутые в честь Никиты Мученика (сам по себе факт такого двойственного посвящения для города является уникальным и более в названиях храмовых построек не встречается).
Неприметную сложенную из кирпича одноглавую церквушку возводила артель строителей-верующих, которую возглавлял подьячий Афанасий Холмов. Главный престол храма освятили в 1647 году, посвятив его Архистратигу Божьему Михаилу, церковь же в целом не перестали называть именем Никиты Мученика. Средств на изысканное декоративное оформление не нашлось, поскольку уровень материального благополучия основной массы прихожан храма оставлял желать лучшего. Вот почему на протяжении многих лет, включая и екатерининскую эпоху, какие-либо богатые росписи здесь отсутствовали. Единственным исключением стали образы храмового иконостаса, писаные непосредственно на гладкой поверхности алтарной стены. Как ни странно, именно скромность храма стали считать его лучшим украшением.
Спустя пять десятилетий после того, как храм освятили, при нем возвели являющуюся подлинным шедевром, характерным для конца семнадцатого столетия русского православного зодчества, изысканно-стройную шестигранную звонницу ярусного типа, едва ли не самую примечательную в городе среди подобных сооружений. Более чем вдвое превышая по высоте основную церковную постройку, она позволила сделать ансамбль особенно живописным. В своей наиболее высокой нижней части колокольня являет собой образец традиционного «восьмерика на четверике», над которым надстроены звоновый ярус и три плавно сужающихся кверху открытые аркады, также в виде ярусов. Сооружение венчает нарочито крохотная главка. Целью столь сложного конструкционного замысла было создать оптическую иллюзию, благодаря которой в зрительном восприятии звонница представлялась еще более высокой. Как и многие другие звонницы ярославских храмовых комплексов, колокольня храма Никиты Мученика несколько накренена вследствие воздействия грунтовых вод в акватории правого притока реки Которосли – Ершова ручья.
В советские годы летнюю церковь сначала закрыли, а затем, в 1928 г., и вовсе снесли, составив, однако, иконографию фресок и скопировав их некоторые фрагменты. Судьба же звонницы сложилась благоприятно: в отличие от церкви ее не только не уничтожили, но и взяли под усиленную охрану как одну из важнейших точек отсчета для геодезических изысканий.
Освященный в 1671г. Сретенский храм, созданный по трапезному типу, был оснащен Успенским алтарным приделом. Автором созданных в 1807 г. росписей явился известный русский живописец Д. И. Сарафанников. В конце девятнадцатого столетия миниатюрное здание Сретенского храма уже не вмещало всю молящуюся бедноту, да и предместье к тому времени сильно разрослось. На страницах местных «Епархиальных ведомостей» все чаще стали появляться материалы церковных журналистов, сетующих на тесноту храма, из-за которой в дни праздничных служб вследствие нехватки воздуха сырели стены и даже гасли свечи, не говоря уже о том, что само по себе столпотворение вряд ли способствовало созданию благочестивого духовного настроя.
Прихожане десятилетиями лелеяли мечту «всем миром» собрать средства на переустройство летнего храм в зимний. Однако этот план постоянно наталкивался на противодействие со стороны городских краеведов, настоявших, в конце концов, на том, чтобы новое просторное здание возводилось поверх старого, оправление служб в котором не должно было приостанавливаться даже во время строительных работ. Стены старого здания удалось разобрать лишь весной 1903 г. От прежней церкви сохранились подвергшиеся позже реставрации остатки иконостаса и алтаря. Сумма общих затрат на возведение превысила 50 000 руб. В ходе освящения, состоявшегося осенью 1906 г., храм был наречен именем Никиты Мученика, а придел так и остался посвященным Сретению Господню.
Богослужения в Сретенском храме возобновились в 1996 г., после проведения торжественной церемонии его передачи в ведение Ярославской епархии, а также капитальной реставрации купола и иконостаса. Работы по восстановлению храма проводятся по настоящее время.
Адрес: г. Ярославль, ул.Салтыкова-Щедрина, 32/49.
Сайт: nikitayar.ru
Карта расположения:
← Никольский храм Святителя Николая | Храм Димитрия Солунского и Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в...
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском ...
Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей...
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался ...
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр...