Достопримечательности Ярославля
Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке
Рубрика: Ярославль
Храм с этим витиеватым названием является одной из последних в истории старорусской православной архитектуры так называемых церквей о трех шатровых главах. Его хорошо видно со стороны проспекта Свободы, являющегося одной из главнейших транспортных артерий нынешнего Ярославля. С 1993 г. храм передан в распоряжение Российской автокефальной православной церкви.
Первым наглядным свидетельством нахождения на Угличском тракте близ въезда в Ярославль деревянной церкви стал факт хранения в ней напрестольного креста, который, помимо чеканки по серебру, украшала вкладная надпись. Выбитый текст повествовал о том, что «сей крест животворящий», отлитый за счет мирских пожертвований на нужды дома призрения убогих, «в первый день» 1601 года был возложен на алтарь Владимиро-Богородицкого храма в поволжском Ярославле.
«Дом убогих» или «Убогий дом» – обиталище бездомных нищих, содержащихся за счет благотворительности богобоязненных обывателей, называли также «Божедомкой», а нередко – «Семиком» по названию расположенного здесь же места массового захоронения безымянных тел усопших в забвении и неведении. Умирали бродяги обычно зимой, в пору голодную и холодную, а потому, поскольку морозы препятствовали тлению, трупы, свозимые сюда со всей округи, складывали штабелем один на другой, как поленья, а отпевали и предавали земле лишь по весне, в день первого воскресенья после наступления Пасхи. Как отмечал местный краевед Петр Андреевич Критский, «Семик – место жуткое – прохожие обычно старались обходить стороной».
С 1772 г., согласно сенатскому указу об упразднении домов призрения и вынесении в целях санитарии мест захоронения усопших за городскую черту, в Ярославле были оставлены лишь 3 церковных кладбища — на территории Тверицы, Туговой горы и Божедомки. По принятии в 1779 г. генерального плана реконструкции города ярославским генерал-губернатором Алексеем Петровичем Мельгуновым было издано распоряжение о перенесении оказавшегося в центральной части жилой зоны города Владимирского кладбища подальше от населенных кварталов, к стоящему поодаль Леонтьевскому храму, где оно расположено по сегодняшний день.
Средства на возведение ныне существующего храма были предоставлены «государевым гостем» С. А. Лузиным. Строительство этой нетипичной для Ярославского церковного зодчества бесстолпной церкви, увенчанной составленными в единый ряд тремя напоминающими зажженные свечи компактными шатровыми главами, продолжалось с 1671 по 1678 гг.
Шатровая концепция церкви многими представителями высшего духовенства считалась «вольнодумной», поскольку такое «кощунственное» решение пребывало в явном противоречии с запретом, наложенным патриархом Никона на возведение храмов вне канонических традиций. Тем не менее, факт остается фактом. Весьма примечательно и то, что в один и тот же год состоялось освящение не только Владимирского храма, но и еще одной церкви о трех шатрах – на территории Александро-Чудовой пустыни в окрестностях Рыбинска.
В девятнадцатом столетии о мрачных страницах в истории Божедомки уже никто не вспоминал: там, где некогда размещалось мрачное старинное кладбище, теперь радостно шелестела листва деревьев разбитого на этом месте Власьевского городского сада – излюбленного места прогулок и увеселений городских обывателей. Здесь можно было, в частности, видеть, особенно в праздничные дни, гуляющих с румяными младенцами разряженных в цветы и ленты почтенных матрон, подвыпивших мастеровых с гармониками, приводящих в смятение местных девиц бравых кавалеристов ярославского воинского гарнизона, неспешно прогуливающихся по аллеям заслуженных сановников. При храме на Угличском тракте действовала небольшая часовенка из камня. Количество прихожан стремительно увеличивалось, еще и потому, что в первые годы двадцатого столетия к приходу приписали целый ряд крупных сельских населенных пунктов.
Общину Владимирского храма в 1930 г. Советская власть упразднила. Зимнюю церковь реконструировали настолько, что узнать ее можно было лишь с большим трудом: после надстройки второго этажа и ликвидации звонницы храм стал больше напоминать жилое здание. Летний же храм, сохранившийся до наших дней практически без изменений, сегодня является единственной в городе отдельно расположенной старинной церковью шатрового типа.
Адрес: г. Ярославль, Рыбинская улица, 44Г.
Карта расположения:
← Церковь Рождества Христова в Ярославле | Церковь Вознесения Господня (Вознесенско-Сретенский храм) → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в...
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском ...
Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей...
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался ...
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр...