Достопримечательности Ярославля
Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь
Рубрика: Ярославль
Православная мужская обитель святителей Кирилла и Афанасия Александрийских – один из непревзойденных по своей красоте и композиционной завершенности монастырских комплексов Ярославля, древняя история которого уходит корнями в глубину столетий.
По поводу точной даты основания монастыря среди ярославских историков до сих пор не сложилось единого мнения. И хотя большинство из них полагает, что он был основан в 1615 году, ряд ученых, ссылаясь на документальные данные, относят это событие к началу-середине пятнадцатого столетия. Так или иначе, название обители уже фигурирует в «Сказании», повествующем о чудесном исцелении жителей города в 1612 г.
Согласно данному преданию, центральное место в сюжете которого занимает чудотворный образ Спаса Нерукотворного, в 1912 г. на город напал смертоносный мор, унесший жизни множества ярославцев. В страхе перед стремительным распространением недуга горожане решили просить о содействии известного своими добрыми деяниями во благо Православной веры настоятеля местного храма Успения Богородицы протоиерея, или, как ранее именовался этот сан, протопопа Илию. Суть просьбы заключалась в том, чтобы организовать вокруг храма крестный ход с хранящимися в нем иконами, в частности, с особо почитаемым прихожанами образом Толгской Божьей Матери. Однако в канун крестного хода протопопу Илие было ниспослано волшебное сновидение. Во сне ему явился Спас (сокращение от Спаситель), повелевший совместно с прочими вознести еще одну икону давно преданную забвению и покрытую толстым слоем пыли, которая находилась в часовне, расположенной неподалеку от Кирилло-Афанасьевского монастыря. Пробудившись ото сна, Илия направился в часовню и обнаружил икону, но к его невероятному изумлению, на ней не было ни пылинки. Илия, было, засомневался в вещем характере сна, который он видел накануне, однако на следующую ночь ему снова явился Спаситель, повелевший оставить все сомнения, забрать икону из часовни и с молитвами ходить с ней по городу. Теперь Илия уже не посмел ослушаться указания свыше, исполнив его «с превеликим рвением». Так город обрел чудотворный образ Спаса Нерукотворного, во имя которого было решено воздвигнуть и освятить «в един день» обыденный храм из дерева. После этого мор быстро пошел на спад и вскоре совсем прекратился.
В 1617—1629 г.г. рядом с уже существующей церковью были воздвигнуты еще две, также выполненные из древесины. Один из них посвящался образу Спаса Нерукотворного, второй же – святителям Кириллу и Афанасию, прославившимся в качестве защитников Православной веры от всевозможных ересей. Такое решение было чрезвычайно актуально для России периода Смуты в связи с нашествием польско-литовских захватчиков и сопутствующей экспансии католицизма. Все три храма были объединены в монастырскую обитель, материальное благосостояние которой заметно улучшилось после того, как высочайшим Указом царя Михаила Федоровича было велено отвести в ее распоряжение целый ряд плодородных земельных наделов.
В 1692—1703 гг. деревянные постройки храмов заменили каменными. К этому же периоду времени относятся возведение келейного здания и мощной кирпичной ограды пятиметровой высоты и метровой толщины, оберегающей территорию расположенной в центральной части большого города обители от шума и мирской суеты. Эти постройки, включая стеновое ограждение, сохранились без существенных изменений по сегодняшний день.
К числу почитаемых реликвий монастыря относились заключенный в ковчежец из чистого серебра фрагмент мощей св., архиепископа Александрийского святителя Кирилла, а также образ святителя Алексия в шитой серебром ризе и драгоценный антиминс алтарного престола, который лично освятил возведенный в ранг святого митрополит Димитрий Ростовский.
Кирилло-Афанасиевский монастырь считался наименьшим в епархии. Тем не менее, обитель, неизменно чтимую верующими, всегда посещало множество паломников. С 1896 г. она стала местом постоянного проживания епархиального епископа. А начиная с двадцатого столетия здесь вошло в традицию отмечать наступление светского Нового года торжественной службой, дабы подчеркнуть один из принципов Православия – встречать праздники скромно, без излишней помпы.
С 1925 г. монастырь упразднили, а храмовый комплекс отдали в ведение административного аппарата местной фабрики по изготовлению мебели.
В начале 2005 году владельцем храмовых зданий монастыря вновь стала Русская православная церковь, лишь келейные корпуса остались в распоряжении гражданского ведомства. При этом состояние, в котором пребывала бывшая обитель, не вселяло оптимизма: полуобвалившееся ограждение, кучи сора в помещениях. На зиму здесь поселялись заезжие бомжи, летом пьянствовала разгильдяйствующая молодежь… Мероприятия по расчистке и реставрации монастыря были начались только в 2007 г.; работами лично руководил ректор приписанной к монастырю Духовной Семинарии архиепископ Кирилл. К 2011 г. территорию обители полностью расчистили от завалов. Капитальной реставрации подвергся придел св. Алексия в Кирилло-Афанасьевской церкви, где на протяжении уже нескольких лет проводятся регулярные службы при обязательном участии семинаристов. И все же восстановление обители в полном объеме – пока что дело будущего.
Адрес: г. Ярославль, Челюскинцев пл., 17.
Карта расположения:
← Памятник Ярославу Мудрому | Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе (Церковь Николы Рубленого) → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в...
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском ...
Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей...
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался ...
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр...