Достопримечательности Санкт-Петербурга
Большой дворец Петергофа – роскошная резиденция русских императоров
Рубрика: Санкт-Петербург
Главным зданием дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», его доминантой является Большой дворец. На самом деле он не настолько внушителен и довольно узковат, но если смотреть на него со стороны Верхнего или Нижнего сада, панорама открывается впечатляющая. Секрет такого «оптического обмана» в уникальной архитектуре здания и его выгодном месторасположении. В трехэтажном здании – со сверкающими позолотой куполами Церковного и Гербового корпусов и галереями – можно насчитать около трех десятков залов, среди них имеются парадные с богато украшенным интерьером. Его протяженность вдоль террасы почти триста метров.
Из истории Большого Петергофского дворца
Дворец задумывался как загородная резиденция Петра Великого. Первоначально он, довольно скромный, назывался Верхними (или Нагорными) палатами. Место строительства выбирал сам император, он же определил архитектурный облик здания – в стиле так называемого петровского барокко, широко использовавшемся в новой столице Санкт-Петербурге. Дворец возводился с 1714 по 1725 год сначала по проекту Жана-Батиста Леблона, затем Николо Микетти. При императрице Елизавете Петровне его перестроили: за образец была взята модель Версаля архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэна-Мансара.
Иногда указывается другая дата старта строительства – 1710 год. Однако он выдался неудачным. Архитектором Иоганном Браунштейном не были учтены особенности местности и здание начало давать осадку. Впоследствии строительством стал руководить Леблон. Его проект предусматривал отвод грунтовых вод, что исключало бы оседание почвы под зданием. Он позаботился и о расширении окон и дверных проемов, что придало дворцу величественности. Достраивал же резиденцию Микетти. Симметричные галереи с обеих сторон по длине дворца – его заслуга.
Фасадом Большой дворец смотрит в сторону моря. В бытность царя-преобразователя там был парадный въезд в него. Растянутое строение раскинулось на естественной террасе и является как бы связующей нитью между двумя петергофскими садами – Верхним и Нижним. Четкие линии делят фасад на центральную, восточную и западную части. Первую покрывает сложно сконструированная серебристо-белая крыша. Она подчеркивает величественность здания, а наличие больших окон и террас – летний характер царской резиденции.
Особенности внутренних дворцовых интерьеров
В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого (середина XVIII века), создавались внутренние интерьеры дворца. Императрица поставила перед Растрелли задачу сделать их богаче, роскошнее. Судя по обилию деревянной резьбы с позолотой, паркетов из ценной древесины (причем разных пород), красивых плафонов и множеству зеркал, гений барочного стиля с задачей справился. Особенное внимание было уделено Танцевальному залу (тогда он именовался Купеческим). Тут государыня принимала именитых купцов, которые по ее словам, «любили золото».
Во второй половине того же столетия интерьеры Большого зала подверглись новой волне переделок и изменений. Архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот и Ю. М. Фельтен оформили с 1760 по 1770 год в модном тогда классическом стиле интерьеры Тронного и Чесменского залов и Китайских кабинетов. Строительство дворца заняло в общей сложности 200 лет. Результат комбинации различных стилей впечатляет: петровские покои соседствуют с барочными залами середины XVIII века, апартаментами периода классицизма и покоями в стиле рококо середины XIX века.
Некоторые залы и помещения Большого дворца
Парадная лестница. Интерьер квадратного зала с двухсветной лестницей роскошен. Плафоны расписаны масляной живописью, стены – темперой и украшены лепниной. Лестница украшена барельефами, статуями, картушами, вазами, рокайли.
Чесменский зал. Самый известный зал во дворце. Назван в честь Чесменского сражения 1770 г. в русско-турецкой войне. Половина из двенадцати находящихся здесь картин Якоба Филиппа Гаккерта посвящены непосредственно этому сражению.
Танцевальный зал. Отличается особо праздничным интерьером и большой площадью: его 270 кв. метров занимают во дворце все западное крыло. Глухие северная и западная стены зала оснащены зеркальными окнами-обманками.
Голубая приемная. Представляет собой небольшое канцелярское помещение, связанное с вышеупомянутыми залами. Стены затянуты шелковым голубым штофом, отсюда и название. Тут находились секретари и камер-фурьеры – летописцы дворца.
Тронный зал. Интерьер самого большого (330 м2) и самого парадного зала создавался в 1777-1778 годах Ю. М. Фельтеном. В нем доминирует белый цвет. В основе декора – живопись. Присутствуют элементы монументального лепного декора.
Китайские кабинеты. Их два: Восточный и Западный. Обрамляют собой Картинный зал. Привезенные еще при Петре лаковые ширмы из Поднебесной легли в основу их убранства. В каждом Валлен-Деламот установил по 5 декоративных панно.
Интересные факты из летописи дворца
На снимке примерно 1913 года император Николай II и его дочь великая княжна Татьяна засняты вместе с солдатами Улановского полка перед Большим дворцом.
Большой Петергофский дворец практически полностью был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Восстановительные работы завершились в 1953 году.
Из десяти декоративных панно в Китайских кабинетах подлинными являются только два. Восемь были утрачены во время войны и впоследствии воссозданы.
← Дворцовая площадь: визитная карточка Северной столицы | Дворец Монплезир: выдающийся памятник архитектуры Петергофа → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...