ГлавнаяРоссияСанкт-Петербург → Дворец Монплезир: выдающийся памятник архитектуры Петергофа
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Дворец Монплезир: выдающийся памятник архитектуры Петергофа


Рубрика: Санкт-Петербург

Дворцовый комплекс Монплезир

Дворцовый комплекс Монплезир заслуженно называют сердцем Петергофа. Он был первым в ансамбле загородной императорской резиденции. Идея строительства принадлежит царю-реформатору Петру I. Он собственноручно делал наброски планировки дворца и сада перед ним. Месторасположение – недалеко от побережья Финского залива – выбирал тоже он. Государь, определяя внутреннюю планировку и отдельные элементы декора, хотел видеть дворец совершенным жилищем просвещенного человека. Его художественные достоинства восхищают, полностью оправдывая свое название от французского mon plaisir («мое удовольствие»).

Любимый дворец императора Петра Великого

Монплезир получился таким, каким его и хотел видеть император. Небольшое здание отличает рациональность внутренней планировки. Парадные комнаты соседствуют с жилыми покоями и помещениями бытового и хозяйственного назначения, и во всем ансамбле чувствуется гармония и удивительная цельность. Этот дворец как никакое другое архитектурное сооружение воплотил в себе все то новое, прогрессивное, что было присуще культуре и искусству петровских времен и определяло ее особенности. Строительство продолжалось с 1714 по 1723 год.

Оно велось именитыми архитекторами Андреасом Шлютером, Иоганном Барунштейном, Жаном-Батистом Леблоном и Николо Микетти. К работам привлекли лучших строителей и скульпторов, мастеров и лепщиков, живописцев и резчиков. За четыре года до их начала на том месте началось строительство искусственного мыса. По контуру будущего дворца выросла кирпичная стена, которую от ударов волн оградили валунами и булыжниками. Его подвальная часть построена на огражденном морском дне. Фундамент Монплезира оказался как раз на уровне сада.

Дворцовый комплекс Монплезир

Художественные достоинства дворца Монплезир

Интерьеры дворца, его орнаменты и скульптурное оформление являются настоящим шедевром декоративной лепки XVIII столетия. В их оформлении использовались мрамор и паркеты, голландские изразцы и резные панели из дуба, ткани и «китайские» лаковые панно. По углам сада находятся два фонтана-шутихи «Скамейки» (если сердцем Петергофа является Монплезир, то душой дворцово-паркового комплекса по праву можно назвать его фонтаны). Тут хранится коллекция картин европейских художников XVII-XVIII веков – первое такое собрание в России.

Картины для коллекции приобретал сам Петр I, а художественные работы во дворце выполнял Филипп Пильман. Кроме того здесь сохраняются коллекции русского стекла, голландского фаянса, китайского фарфора и кухонной утвари (все образцы дошли до нас с петровских времен). Монплезиру благодаря перечисленным художественным достоинствам обеспечено в русском искусстве видное место. А еще его относят к особо почитаемым реликвиям российской истории. Все потому, что его стены были свидетелями знаменательных событий в отечественной истории.

Монплезир как свидетель исторических событий

В помещениях дворца устраивались парадные приемы и проводились ассамблеи (съезды) императорского двора. Здесь проходили встречи сподвижников Петра – русских купцов, судовых шкиперов, иностранных послов. Петр Великий последний раз посетил Монплезир за несколько месяцев до своей смерти, в октябре 1724 года. Первых членов российской Академии наук торжественно принимала в резиденции в 1725 году уже императрица Екатерина I. А государыня Екатерина II для узкого круга своих приближенных в Парадном зале дворца устраивала ужины.

История Монплезира неотделима от личности Петра I. Впоследствии (середина XVIII века) отношение к дворцу установилось как к династической реликвии, связанной с его именем. Здесь до сих пор хранятся личные вещи царя, дипломатические подарки. В 1941-1944 годах фашисты повредили лепку и живопись дворца, уничтожили изразцы, панно и дубовые филенки. Фасады и интерьеры реставрировались несколько лет. Были задействованы ведущие мастера специализированных научно-реставрационных производственных мастерских.

Работы по проекту архитектора Александра Эрнестовича Гессена были завершены в 1965 году. Они включали в себя воссоздание западной падуги зала, утраченных частей плафона Морского кабинета, удаление на остальных плафонах записей XVIII-XIX веков, укрепление живописи. Художники-реставраторы под руководством Рудольфа Петровича Саусена воссоздали в расположенном на всю ширину главного корпуса Парадном зале, Морском кабинете и галереях дубовую облицовку и резьбу. После реставрации Монплезир вновь открылся для обозрения.

Государственный музей-заповедник "Петергоф": Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Разводная, дом 2.


Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: Telegram

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2024 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!