Достопримечательности Санкт-Петербурга
Исаакиевский собор
Рубрика: Санкт-Петербург
Размещающийся на одноименной Исаакиевской площади Санкт-Петербурга Исаакиевский собор, официально именуемый Собором св. прп. Исаакия Далматского, а в обиходной речи петербуржцев – просто Исаакием, является самым крупным из православных храмов города на Неве. Освящение храма в честь именно этого святого объясняется тем, что император Петр I (Великий) был рожден в день его памяти, 30 мая (согласно Юлианскому летоисчислению). Высота сооружения превышает 100 м, а общая площадь внутренних помещений – 4000 кв.м.
Страницы истории
Свой нынешний вид собор обрел не сразу. Поначалу, в день тридцативосьмилетия императора 30 мая 1710 г., была освящена и вступила в действие воздвигнутая по личному распоряжению Петра деревянная Исаакиевская церковь, в которой в 1709 г. состоялось его венчание с Екатериной I. Тогда же был принят монарший указ, согласно которому все российские моряки Балтики присягали на верность Царю и Отечеству только в этом храме. Лишь спустя еще пять лет на этом же месте зодчие приступили к возведению церкви из камня. Строительство растянулось на три десятилетия, но так и не было завершено: заболоченная почва упрямо сводила на «нет» усилия строителей, поглощая плоды их труда. Работы пришлось прекратить, а не увязшие в трясине элементы конструкции – демонтировать.
Лишь спустя еще два десятка лет, в 1768 г., после восшествия на российский трон императрицы Екатерины II, задуманный Петром каменный храм по ее личному указанию решено было все же воздвигнуть, хотя и перенеся место размещения строительной площадки на более плотный грунт, ближе к удаленной от болотистого берега Сенатской площади. Здание, воздвигнутое по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, получилось воистину величественным: достаточно отметить, что для его строительства планировалось использовать ценнейший олонецкий мрамор, который с огромными трудностями был издалека доставлен в Петербург. Однако Павел I, принявший монарший жезл после кончины ненавидимой им матери, приказал использовать заготовленный мрамор с иной целью и отделать им Михайловский замок, который новый царь считал своим детищем. Исаакиевский же собор достраивали с применением кирпичной кладки.
Воздвигнутое наспех здание не отличалось монументальной крепостью, постоянно давая трещины и нуждаясь в ремонте. Поэтому уже в 1809 г. очередной российский монарх Александр I принимает высочайшее решение о возведении нового здания Исаакиевского собора, объявив конкурс на создание лучшего архитектурного проекта. Однако исполнение данного замысла пришлось отсрочить более чем на семь лет в связи с начавшейся войной. Лишь в 1816 г. был объявлен новый конкурс, в котором приняла участие целая плеяда самых именитых европейских зодчих. Неожиданно для всех, императору более прочих пришлось по вкусу решение, предложенное никому в то время не известным парижанином Огюстом Монферраном – единственное, которым не было предусмотрено обязательное разрушение уже существующего здания с последующим строительством с «нулевого» цикла.
По богатству отделки нововозведенный Исакиесвкий собор не знал себе равных среди российских православных храмов. Более того, этот уникальный образец русского религиозного зодчества был признан красивейшим из всех кафедральных соборов Европы. Стены и плафоны храма украсили 150 фресок таких великих мастеров живописи, как К. Брюллов, Ф. Бруни, В. Шебуев, а также более 300 барельефов и монументов в исполнении И. Витали. На наружную же отделку купола собора ушло, ни много, ни мало, более 100 кг. чистого золота. Трагической страницей в истории золочения, предпринятого по старинной методике с применением ртути, стала преждевременная кончина всех мастеров, принявших участие в этом процессе.
Домыслы и факты
Истории возведения Собора сопутствуют удивительные факты, объяснить которые возможно разве что с конспирологической точки зрения. Прежде всего, обращает на себя внимание рекордно долгий срок строительства, продолжавшегося более полувека. В городе упорно муссировались домыслы о том, что, якобы, Монферран намеренно затягивает строительство в связи с тем, что некая прорицательница предсказала его кончину сразу же после завершения работ. Существовало ли такое пророчество на самом деле – загадка, однако достоверно известно, что смерть Монферрана действительно совпала по времени не только с годом окончания строительства, но даже с датой торжественного освящения готового объекта. Дело в том, что честолюбивый зодчий впал в царскую опалу по той причине, что распорядился без чьего-либо ведома разместить среди святых фреску со своим изображением. При этом на фреске Монферран не склоняется, на манер других задействованных в сюжете персонажей, в почтительном поклоне перед св. Исаакием, а стоит в независимой позе, гордо подняв голову и держа в руках макет собора. Это обстоятельство вызвало столь бурный гнев Александра Второго, что во время состоявшегося в его присутствии и в присутствии членов царской семьи церемонии освящения 30 мая 1858 г. он даже не подал руки зодчему, а прошел мимо него, словно не замечая. Убитому горем Монферрану стало плохо с сердцем: он вынужден был покинуть церемонию до ее завершения и, спустя месяц, так и не оправившись от потрясения, скоропостижно скончался. Однако гнев императора преследовал Монферрана даже после смерти: вопреки последней воле зодчего, пожелавшего, чтобы его погребли непременно в соборе, помещенное в гроб тело было лишь обнесено вокруг храма, после чего сразу же отправлено в Париж, где и нашло последнее прибежище.
Еще одна загадочная история связана с якобы существующим пророчеством о падении династии Романовых в год окончательного завершения строительства и удаления лесов со стен собора, который постоянно достраивался даже после освящения. Странно, но и в самом деле, отречение от престола последнего из самодержцев Российской империи Николая Второго состоялось спустя лишь полгода после снятия лесов в 1916 г.
Собор становится музеем
В годы революционных событий и последующие десятилетия советского периода Исаакиевский собор, в отличие от Храма Христа Спасителя и множества других, не был разрушен, хотя во время Великой Отечественной войны зданию был нанесен значительный ущерб вражеской авиацией и артиллерией. В блокадное время здесь разместились наиболее ценные экспонаты, переданные на хранение из Летнего дворца Петра I, других пригородных дворцов-музеев, а также из городского Музея Истории.
После войны, в 1948 г., собор официально обрел статус музейного комплекса и стал именоваться Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор», а в 1950—1960-е г.г здание подверглось капитальной реставрации, в ходе которой на вершине купола была обустроена смотровая площадка с величественным видом на панораму центральной части города. В послевоенные годы богослужения здесь не проводились и были возобновлены лишь в 1991 г.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4.
Официальный сайт: cathedral.ru
Карта расположения:
← Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) | Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...