Достопримечательности Санкт-Петербурга
Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)
Рубрика: Санкт-Петербург
Своим появлением Казанский кафедральный собор обязан Павлу I — именно по его указанию ветхую церковь Рождества Богородицы снесли, заложив на том месте храм, являющийся сегодня одним из самых узнаваемых архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Автором проекта выступил А. Воронихин, строительство заняло 10 лет (1801—1811 гг.). К сожалению, сам император не дожил даже до начала работ, и контроль над реализацией плана принял Александр I.
Очертания храма часто сравнивают с контурами собора Святого Петра в Ватикане, и сходство, действительно, налицо: колонный ряд и внушительный купол — характерные особенности обоих строений, причём, в отличие от итальянской, для русской архитектуры того периода подобная форма была нехарактерна в принципе.
Не уступает петербургский кафедральный собор ватиканскому и по известности — именно здесь хранится чудотворная икона Казанской Божией Матери, перенесённая из церкви Рождества Богородицы и занимающая особое место в истории России.
Форма собора — крестово-купольная с расходящимися по сторонам колоннадами-рукавами. Основной материал внешнего убранства — пудостский камень с алебастровой затиркой кирпичного оттенка. Внутренняя отделка включает яшму, вставки из разных видов мрамора, доломита, порфира, финского гранита, сланца и иных сортов ценных минералов. Общий бюджет строительства составил порядка пяти миллионов рублей.
Для оформительских работ и фасадной, и внутренней части были приглашены лучшие ваятели (Степан Пименов, Иван Мартос, Василий Демут-Малиновский, Фёдор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев) и художники (Карл Брюллов, Василий Шебуев, Владимир Боровиковский, Борис Бессонов, Фёдор Бруни, Григорий Унрюмов, Пётр Басин) страны.
Несмотря на столь внушительный список фамилий мастеров, убранство Казанского кафедрального собора поражает целостностью оформления и общей выверенностью деталей — и стены с барельефами, и пилоны под куполами, и сам иконостас представляют собой единую композицию в стилистике эпохи Возрождения. Довершают архитектурный ансамбль массивные парадные двери и 56 величественных колонн: сочетание розового гранита с позолотой на капителях придаёт всему облику храма особенную монументальность и одновременно чувство простора.
С течением времени все иконостасы (главный, северный и южный) были облицованы серебром. Причём для реконструкции центрального использовали благородный металл, конфискованный у французов. Автором этого проекта выступил архитектор Константин Тон, работы в сумме велись два года (1834—1836 гг.).
Основная особенность внутреннего устройства собора — разделение на три нефа, где тот, что находится посередине, в четыре раза превосходит боковые по ширине. В 1814 году значительная часть барельефов, украшающих стены помещений, отсырела и разрушилась, и их пришлось заменить более износостойкими росписями с использованием масляных красок. До наших дней в оригинальном виде сохранились лишь «Шествие на Голгофу» и «Взятие воинами Христа в вертограде» (северный и южный входы).
Мало кому известно, что Казанский собор в Санкт-Петербурге до начала XX века служил и музейным хранилищем: его «запасники» до передачи в Исторический московский музей насчитывали целую коллекцию штандартов, порядка ста знамён и ключей от городов, взятых русской армией. Частично этот же статус имеет храм и сегодня — на его площади стоят памятники Михаилу Барклаю де Толли и Михаилу Кутузову, а в северной части захоронен прах русского полководца.
XX век для истории собора — время разрушений и потерь. Уже в 1918-м он лишился настоятеля — его расстреляли вместе с детьми. В 1922 году храм начали понемногу разграблять под предлогом изъятия ценностей «для народных нужд». Первым вывезли серебряный иконостас, за ним последовали другие предметы и атрибуты культа, книги и иконы были сожжены, а крест, венчающий купол, сброшен вниз. В 1929-м собор был официально закрыт, чтобы через год открыть двери в новом статусе — как музей научного атеизма.
В 30-70-е годы чердаки храма использовали, чтобы замуровать мощи сразу нескольких святых, в том числе Серафима Саровского, останки которого были обнаружены и переправлены в Свято-Дивеевский монастырь только в 1990-м.
В годы Великой Отечественной войны весь комплекс несколько раз подвергался бомбёжке — часть «шрамов» от разорвавшихся снарядов на колоннах впоследствии было решено оставить как напоминание о тяжёлом времени. Сама же реставрация началась лишь в 1951 году и продлилась до 1960-го, после чего здание получило новый статус — музея воинской славы и истории религии.
Непосредственно собором «музей» вновь стал в 1990 году, а через 9 лет — в 1999-м — ему вернули звание кафедрального, то есть главного храма в городе.
Сайт: kazansky-spb.ru
Адрес: Казанская площадь, 2, Санкт-Петербург, Россия.
Карта расположения:
← Храм Спаса-на-Крови (Собор Воскресения Христова) | Исаакиевский собор → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...