Достопримечательности Санкт-Петербурга
Памятник Екатерине II
Рубрика: Санкт-Петербург
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовление и монтаж изваяния происходили в несколько этапов, начиная с 1862 года. Официальное открытие и освящение состоялись зимой 1873 года, автором монумента выступал Михаил Микешин.
Гранитную породу для основания памятника, добытую на Карельском перешейке, было решено доставлять по воде до набережной Невы. Непосредственно к месту работ её подвозили по сооружённой специально для этого железнодорожной ветке. В итоге на воздвижение монумента ушло более десяти лет, а общая сумма расходов, включая обустройство прилегающего сквера и подготовку самой церемонии открытия, составила порядка 700 000 рублей.
Невзирая на поистине королевский размах и самой задумки, и затрат на её реализацию, Александр II планировал дальнейшее расширение мемориала. Так, согласно проекту зодчего Давида Гримма, составить компанию Екатерине в рамках этого же комплекса должны были изваяния из внушительного списка известных политических деятелей времени её правления (Д. И. Фонвизин, А. А. Вяземский, А. П. Сумароков и другие). Однако русско-турецкая война и прочие исторические события помешали воплотить эту задумку в жизнь.
Как и при установке, пожалуй, любого памятника, не обошлось без слухов и кривотолков. Так, публика и по сей придумывает позам, в которых изображены сподвижники и фавориты самодержицы, самые разные, подчас не очень приличные, объяснения, а сам монумент называют драгоценным: и из-за общей сметы расходов на возведение, и потому, что при закладке постамента некая знатная особа якобы уронила в котлован свой перстень.
Со временем это происшествие обросло и другими подробностями: будто бы дама не обронила перстень, а бросила его в яму намеренно, и её примеру последовали и другие богатые женщины, желающие таким образом внести свой вклад в основание мемориала.
Интересно, что историки и исследователи этот слух не опровергают. Поговаривают даже, что в годы советской власти у памятника планировали провести раскопки, чтобы изъять ценный «клад» и использовать на благо партии и народа, но по каким-то причинам задумки так и остались нереализованными.
Первую же историю — о недвусмысленных позах — называют чистым вымыслом не только из-за надуманности самой её сути, но и потому, что изображений собственно фаворитов Екатерины II на монументе нет, разве что Григорий Александрович Потёмкин.
Кроме прочего, памятник великой императрице — настоящий любимец вандалов, его облик и по сей день с незавидной регулярностью «обновляется»: корона самодержицы дополняется осколками от бутылок, шпага из рук Суворова то пропадает, то вновь появляется, а однажды Екатерину и вовсе решили переодеть, замаскировав царский наряд под матросскую тельняшку.
Несмотря на то, что вандалов почти всегда находили и наказывали по справедливости, их внимание к монументу не утихает и сегодня.
Покушались на памятник, его целостность и право на существование вообще, и вполне официально. В частности, во времена СССР — на рубеже 20-х годов — в планах правящей партии появился важный пункт о демонтаже изваяния. Однако, поразмыслив и подсчитав трудовые и временные затраты, инициаторы изменили своё решение в пользу не сноса, но переоборудования монумента: место Екатерины II должен был занять Владимир Ильич Ленин, а фигуры её «соратников» — перевоплотиться в девять членов политбюро. К счастью, и этим планам так и не суждено было осуществиться.
В 1988 году весь Екатерининский сад был объявлен объектом охраны государства, постепенно сквер реконструировали, вернув ему исторический облик и планировку 1878 года. Долгое время на его территории любили собираться интеллектуалы, в частности там регулярно проводились шахматные турниры, и сегодня эта традиция возрождается.
Разработка памятника принадлежит авторству сразу трёх художников (М. Чижова, М. Микешина и А. Опекушина) и двух архитекторов (В. Штерера и Д. Гримма). Общая высота изваяния императрицы — 4.35 м. Грудь Екатерины II украшает орден Андрея Первозванного, в руках она держит символы власти — скипетр и венок из лавра, у ног располагается корона Российской империи.
Постамент-основа вмещает фигуры девяти приближённых самодержицы, среди которых Петр Румянцев-Задунайский, Алексей Орлов-Чесменский, Александр Суворов, Екатерина Дашкова, Иван Бецкой, Гавриил Державин, Василий Чичягов, Александр Безбородко и Григорий Потёмкин.
13 декабря 2011 года мемориал Екатерины II был запечатлён на 100-рублёвой серебряной монете, специально выпущенной Центральным банком в обращение к 225-у юбилею открытия первого в России страхового общества. Тираж партии — 250 экземпляров.
Адрес: площадь Островского, 1, город Санкт-Петербург, Россия.
Карта расположения:
← Московские триумфальные ворота | Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...
Памятник М. И. Глинке на Театральной площади
Имя М.И. Глинки близко сердцу каждого россиянина, благодаря операм «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» и другим известным произведениям. Современники сравнивали его с Пушкиным, подчеркивая, что оба они создали новый русский язык: один – в поэзии, вт...