Достопримечательности Санкт-Петербурга
Петропавловский собор
Рубрика: Санкт-Петербург
Случилось это в мае 1703 года. «Господин капитан бомбардирной роты, Пётр В.,» изволил осмотреть место для новой фортеции и обыскать один остров, «зело удобный положением места». А уже «маия в 16 день… фортецию заложил», сложив «крестообразно два дерна» — «Здесь быть городу». Имя крепости «нарек… Санкт-Питербурх».
Так в дельте Невы, на Заячьем острове, произошло «зачатие» будущего великого города российского. И кружил в тот момент над императором орёл, как над Ромулом кружили коршуны, когда основал он Рим на Палатинском холме…
Первым в новой фортеции приказано было строить храм, а главной в сооружении должна была стать колокольня — такая, чтобы «выше Ивана Великого» и Меншиковой башни церкви Архангела Гавриила в Москве: «…а церковные… весть стены, но мало». Должна была эта колокольня многое рассказать городу и миру. Не о роскоши церковной и «блаалепии», а о новой мощи государства, новом, как мечтал Пётр, устройстве жизни. Такую идею предстояло вознести к небу и объявить всему миру Петропавловскому собору — Собору во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
От земли к ангелу
Петропавловский собор — старейший в Петербурге, собор-основатель города — построен в Петропавловской крепости и возвышается над окрестностями на 122,5 метра. Три века, до 2012 года, он не имел себе равных по высоте в Северной Пальмире. В соборе похоронены русские императоры, в их числе — сам Пётр Первый и семейство Николая II — последнего русского самодержца.
Началось грандиозное строительство 29 июня (по-новому — 12 июля) 1703 года, в день тезоименитства императора — в праздник св. апостолов Петра и Павла. Строили сначала прообраз храма — деревянную Петропавловскую церковь, освящение которой состоялось уже в 1704 году. Церковь расписали «под каменный вид», словно стены выложены жёлтым мрамором.
Строительство собственно каменного собора ознаменовало важнейшее в истории России событие — Петербург стал столицей государства. В 1712 году прямо вокруг деревянной церкви начали копать рвы и выкладывать ленточный фундамент двухметровой глубины для храма по проекту итальянца Доменико Трезини. Строили снова с колокольни, «дабы в… 716 году… на оной часы поставить», саму же церковь, по Петрову указу, «делать исподволь».
Пётр, которого в путешествиях по европейским странам более прочего в храмах поразили часы и строгая красота убранства, так мечтал видеть подобное у себя, что водрузил куранты на ещё не достроенную колокольню. Работы над легендарным шпилем колокольни, проект которого по личному приглашению Трезини разрабатывал голландец Герман ван Болес, начались зимою 1717 года. В 1718 – 1719 годах на шпиль поднимают яблоко, куют и золотят «через огонь» 887 листов красной меди для кровли. В 1720 году окрестности впервые огласил звук петропавловских курантов — «больших и красивых, прямо как амстердамские». В народе и при дворе говорили, что заплатил за них Пётр 55 тысяч рублей — сумму по тем порам астрономическую.
По предложению Доменико Трезини увенчать шпиль решили не традиционным крестом, а ангелом. Чертёж скульптуры изготовил сам Трезини, а реализовали Штейнбес и Эберхард — у русских мастеров не получилось по неопытности. В 1724 году шпиль облицевали золочёными листами и водрузили на него ангела, закончив колокольню, высота которой тогда составила 106 метров (позже её ещё поднимут).
В 1728 году черновые работы по возведению собора окончены, однако отделывали здание до 1733 года, когда и состоялось освящение храма архиепископом Феофаном (Прокоповичем) перед лицом Синода, двора и самой императрицы. Государь-император столь чаянное своё детище увидеть законченным не смог — умер до завершения. Однако по кончине уже не покидал пределов собора, пусть и недостроенного: руководил духовно, одним своим присутствием.
Храм усопших
…Но я люблю гранитную ограду
И светлый шпиль при северной луне,
Когда куранты грустную руладу
Издалека разносят по волне.
Они поют в сияющем тумане
О свергнутых земных богатырях…
С. А. Андреевский, 1881 год.
Когда в 1725 году Пётр скончался, тело его забальзамировали, уложили в гроб и поставили в соборе. Так и простоял гроб 6 лет до завершения строительства и отделки. Позже рядом с ним встал гроб супруги — Екатерины.
В 1731 году храм готов, и императорскую чету хоронят по православному обычаю, перед алтарём у южной стены, укрыв мраморными плитами. Ранее, в 1715 году, в строящемся соборе похоронили малолетнюю дочь Екатерины и Петра. За ней последовали супруга царевича Алексея, в 1718 году — сам царевич.
За Петром в соборе были захоронены все российские самодержцы, кроме Петра II и Ивана IV. В 60-х годах XVIII века появляются над захоронениями надгробия — одинаковые для всех упокоенных в соборе, только для коронованных — с гербами по углам. Лишь два надгробия выделяются — для Александра II и его супруги: они исполнены из пятитонных монолитов яшмы и орлеца.
В 1998 году нашли свой приют в соборе останки Николая II и членов императорской семьи.
Собор славы и печали
Петропавловский собор сразу был задуман как храм другой. Согласно православному канону, он ориентирован от запада к востоку — от тьмы к свету, но выглядит совершенно не в традициях православного московского, да и вообще русского зодчества.
Петропавловский собор построен в барочном стиле по типу базилик, совершенно в западноевропейской традиции. В его основе — вытянутый прямоугольный объём, соединяющий центральную главу и доминирующую колокольню.
Колокольня разделена на ярусы, каждый украшен пилястрами, подчёркивающими вертикальную устремлённость постройки. Для усиления впечатления два яруса подхвачены завитками-волютами. Третий ярус с круглыми окнами завершает золочёная восьмискатная крыша, над ней — восьмигранный же барабан с золотой короной и золотой башенкой. Венчает колокольню лёгкий — «взлетающий» — 40-метровый шпиль с ангелом и крестом — маяк для всех обширных пространств вокруг.
История ангела. Подвиг небесного кровельщика Петра Телушкина
В петербургской экскурсионной среде есть давний анекдот:
— Скажите, каких размеров ангел на шпиле?
— В натуральную величину.
На самом деле размеры скульптурного ангела немалые: высотою фигура 3,48 метра, весом — 250 килограммов, крылья расправлены на 3,56 метра. Это не первая — петровская — скульптура. Та была ещё и флюгером, потому сразу приняла на себя все невзгоды гнилого невского климата — ветры, грозы, бури и дожди. Особенно полюбился ангел небесному огню — молниям. Много раз они били в него, пока в 1756 году ударившая в шпиль молния не подожгла колокольню. Пожар оказался столь велик, что колокольню отстраивают заново в течение… 20 лет. Не до того было самодержцам. Строили долго и отстроили плохо. В 1829 году порыв ветра накреняет ангела. Правительство Николая I на полноценный, читай — дорогой, ремонт выделять деньги отказывается. Кажется, судьба города накренилась вместе с ангелом-хранителем — таким его считали все горожане.
Но — что не может государство, то осилит народ. К начальнику строительного комитета приходит Пётр Телушкин — молодой кровельщик — и заявляется исправить всё без дорогих строительных лесов и в самом скором времени. Его слова приняли как небылицу, но — что делать? Позволили.
В те поры строительные подрядчики в залог своей работы оставляли золото — на случай, если что сделают не так. У Телушкина ни золота, ни даже лишней копейки отродясь не было. «Санкт-Петербургские ведомости» писали о нём: «заложил… жизнь свою…».
Этот типично лесковский герой даже вознаграждения не попросил — только 1471 рубль для приобретения материалов. 8 октября 1830 года обвязал себя ярославский левша верёвкой, закрепленной к внутренним конструкциям собора, и стал подниматься к ангелу. Он воспользовался тем, что золочёные листы шпиля в стыках образуют выступы, а от основания шпиля до яблока специально наделаны крюки. Цепляясь руками и босыми ступнями за острые выступы, долез Телушкин в первый день до яблока.
9 октября, снова поднявшись к яблоку, Телушкин закрепил ноги в петлях и горизонтально повис у шпиля, чтобы забросить большую петлю верёвки на крест. Забросив, мастер перебрался через яблоко к ангелу. Тут он закрепил верёвочную лестницу, по которой и поднимался к ангелу на протяжении шести последующих недель. Изо дня в день, под ветром и дождём, ранним снегом Телушкин закреплял оторванные листы, укрепил крест, поправил крылья ангелу. За ним следил едва не весь Петербург, беззвучно молясь всем силам небесным. Одним из наблюдавших был Алексей Оленин, президент Академии художеств. Он потом пригласил Телушкина к себе и расспросил в подробностях о подвиге — по-другому люди и не называли работу мастера, а на основании рассказа написал статью. Увидеть лицо героя сегодня можем и мы: на картине Г. Чернецова «Парад на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге в 1831 году» среди героев, красавиц и государственных мужей — просто й крепостной (у него и фамилия по владельцу) парень, крестьянин и мастеровой — небесный кровельщик, спасший для Петербурга его ангела-хранителя…
Наградили Телушкина 3 000 рублей и серебряной медалью «За усердие».
Спасённого ангела сняли в 1858 году, когда меняли деревянные детали шпиля на стальные. Вместо неё поставили другую по рисунку Р. Залемана. Новый ангел, уже не флюгерного типа, простоял до 1991 года, после провёл несколько лет на реставрации (тоже не до него тогда было…) и только в 1995 году был поднят на шпиль вертолётом.
Так и стоит теперь — с лицом прямо петровским, с высоко поднятой рукой, будто сжимающей что-то невидимое. Легенда говорит, что в руке — меч, которым защищает ангел северную столицу.
Нездешний собор
Вид собора строг. Его украшают, кроме пилястр, лишь головки херувимов по наличникам, на востоке — фреска П. Титова с изображением апостолов Петра и Павла, предстоящих перед Христом.
Достаточно строго, притом по-имперски пышно внутреннее убранство храма. Наподобие европейских храмов, разделено пространство мощными колоннами и освещено пятью барочными хрустальными люстрами на бронзовых позолоченных каркасах. Продуманно и символически украшено оно росписями на библейские сюжеты, исполненными Негрубовым, Воробьёвым, Гзелем, Захаровыми, Бельским, Ярошевским, Игнатьевым, Соловьёвым.
Главное богатство Петропавловского собора — иконостас. Его, как и ангела, придумал Доменико Трезини, изобразив против правил в виде триумфальной арки — символом российской победы в Северной войне. Иконостас вырезали из липы и дуба (другой вариант — лиственницы) 50 московских мастеров под руководством Ивана Зарудного в 1722 – 1726 годах. Зарудный внёс много своего в мелкую отделку резьбы, потому его считают соавтором Трезини.
В 1727 году иконостас в разобранном виде привезли в Петербург, уже в соборе собрали и позолотили. Два года после Андрей Меркульев «со товарищи» писали иконы святых покровителей города — апостолов Петра и Павла, Александра Невского, Рюриковичей — Владимира, Бориса и Глеба, княгини Ольги.
Частью иконостаса стали скульптуры архангелов Михаила и Гавриила, стоящие по сторонам царских врат; фигуры Соломона и Давида по бокам иконы Воскресения Христа. Сквозь ажур царских врат видна золочёная сень на витых колоннах.
Ещё одно европейское заимствование — кафедра для проповедей у левой колонны с аллегорическим изображением притчи о сеятеле. По законам барочной симметрии по другую сторону от кафедры — резное из дерева царское место с атрибутами власти — короной, скипетром и мечом. Кресла нет — государь по православному обычаю молился стоя, за ним так поступали и последующие самодержцы и самодержицы.
Пётр ввёл совершенно невиданную для храмов традицию — приносить в собор ключи от поверженных городов и знамёна противника. Два века хранились в Петропавловском соборе турецкие и шведские знамёна, потом их отдали в Эрмитаж, заменив копиями.
Два престола в храме — Петра и Павла и великомученицы Екатерины. На колокольне — 103 колокола, 31 из которых — от 1757 года. Там же — карильон, ещё одна диковинка, до которых император был великий охотник. С помощью особого часового механизма карильон заставляет колокола исполнять мелодии. Восстановлен карильон усилиями Йозефа Хаазена — директора Королевской школы карильона в городе Мехелен (Бельгия) — ещё одного левши, которые по всей земле, где знают, чтут русского царя-плотника.
…В Петропавловском соборе никогда не совершали таинств венчания, крещения — только отпевали уходящих императоров. Потому во всём он особ, не привязан к жизни этой — обыденной, мирской, хоть иногда и праздничной. Он нездешний не потому, что напоминает о европейских храмах. Он просто — нездешний.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Петропавловская Крепость, 1 (территория).
Карта расположения:
← Троице-Измайловский собор | Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...