Достопримечательности Ярославля
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Рубрика: Ярославль
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался построен не князем, не государем, не монастырём: возвели церковь на деньги Епифания Светешникова — «государева гостя» — одного из самых богатых и титулованных купцов не только Ярославля, но и всего царства.
Он первый на городском посаде выстроен не из дерева, а из камня. Он — одна из первых значительных построек всей Московии по окончании Смутного времени.
Он получил имя не только святого, но и простого человека, причём имя народное, навсегда закрепившееся за белыми, как будто замковыми стенами настоящего ярославского храма, который столь отличен от московских и прочих церквей.
Он один из совсем немногих сохранил внутреннее убранство таким, каким было оно в XVII веке. Тогда прихожанином храма был Фёдор Григорьевич Волков — создатель первого российского постоянного театра, теперь почитаемый просто как основатель русского театра. Фёдор Григорьевич исполнял свой духовный долг и — создал для храма эскиз замечательной красоты иконостаса, какого нет более ни в одном ярославском храме…
Храм Николы Угодника, построенный на средства Епифания Светешникова, в народе — Надеи Светешникова. Храм Николы Надеина в Народном переулке, на волжском берегу, — первая жемчужина в бесценном ярославском ожерелье.
Сразу — особенный
На том месте, где сегодня стоит храм Николы Надеина, была до него церковь деревянная. Конец жизни таких церквей известен — горят. Но не просто сгорела в 1536 году церковь Николая чудотворца — сожгла «весь град». За ней последовала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, выстроенная на пожарище.
И вот, в году 1620-м, Епифаний Андреевич Светешников начинает на месте прежних деревянных церквей-свечек возведение храма каменного, до той поры небывалого на ярославском посаде.
Прежде рассказа о строительстве нужно не пару, а более слов сказать о самом Светешникове, или Надее, так как был он человеком незаурядным. Богател от торговли, помогал деньгами ополчению Минина и Пожарского, имел представительства своей компании в 9 крупных городах, в их числе — в Москве, строил остроги, чтобы волжские промыслы от ногайцев защищать. Был Надея Светешников одним из самых богатых людей России и государевым гостем — купцом с особыми возможностями и правами.
Жизнь Надея закончил трагически. Сначала оказался банкротом, а потом, не имея возможности отдать долг, был поставлен на правёж — пытку, в которой должника ставили перед судом и били, нередко — до смерти. Забили и Надею. Похоронили купца в южном подклете им же выстроенного храма — храма Николы Надеина.
Была в те поры традиция храмы, возводимые на месте старых, посвящать тому же святому. Но с новой церковью вышло по-иному. Скорее всего, по желанию заказчика, её разрешено было освятить в честь Николы Угодника, или Николы Мирликийского, — вечного заступника русского человека.
К тому же и история вышла. Говорили, что при строительстве выловили в Волге икону Николая Чудотворца — прибило её будто к другому берегу напротив храма. Теперь нельзя установить, правда то было или нет, по заказу или на самом деле, да и неважно всё это. Главное — храм…
Для его строительства Надея пригласил московскую артель мастеров, работавших в ту пору в Спасо-Преображенском монастыре. Храм опытные артельщики возвели всего за два года. Никола Надеин поднялся над Волгой, над домами и церквами, над всем городом, став его гордостью и славой.
Как писали современники, храм «чудно украшен всякими лепотами»: даже пол его устилает красная яшма… Чтобы содержать и обустраивать храм, Надея отдавал доходы от 9 своих лавок из торговых ярославских рядов.
К 1641 году стены храма были расписаны 20 мастерами, руководил которыми Любим Агеев — известный костромской изограф. Имена каждого мастера можно прочесть на южной стороне церкви. В 1882 году фрески обновили уже палехские иконописцы, но в XIX веке первоначальную роспись записали, хотя и придерживались исходника. Учёные и специалисты не оставляют попыток добраться без ущерба храму до того — первого «замысла и воплощения».
И был тот храм…
Был он не таким, каков сегодня. Многолетние исследования Э. Д. Добровольской позволяют теперь представить, как выглядел Никола Надеин первоначально.
Как и полагается истинному ярославцу, был храм четверик, довольно тяжёлый, поднятый на высокий хозяйственный подклет. Венчало церковь пятиглавие, тогда ещё не такое объёмное, как в последующих храмах, но уже в традициях Ярославля: главы располагались на довольно тонких шеях барабанов (особая технология строительства), придавая ансамблю воздушности и парения.
Весь же ансамбль состоял из четверика, Благовещенского придела в виде башни, невысокой колокольни и двухъярусной галереи с характерным (позднее) ярославским крыльцом, какие строили в теремах, — большим, украшенным, с ползучими арками. Такое крыльцо впервые и выстроено в храме, чтобы потом уже стать отличительной чертой ярославских храмов.
Всё это не укладывалось в строгую симметрию и геометрию, но подчинялось закону эстетической гармонии, по которому растут в лесах деревья, а на полях травы… И в этом смысле тоже Никола Надеин стал выразителем лучшего в уникальном ярославском зодчестве.
Как наша северная природа, был храм могуч, прекрасен, но строг в украшательстве. Самым главным украшением были пояса ширинок — углублений в виде взаимовключённых квадратов, выполненных как профилированные впадины. Ещё одно украшение, которое вы увидите и сейчас, — «катушечный пояс», протянувшийся по апсидам основного храма на уровне пола. Подобный можно встретить в Храме Василия Блаженного.
В согласии с временем и модой
Однако первоначальный вид недолго устраивал прихожан. Ярославль стремительно рос, преображался, в чём отчасти повинен был и сам храм: после его строительства пошла волна церковных новостроек — знатные горожане, сообщества прихожан возводили церкви, словно соревнуясь, чья краше.
Чтобы не уступать первенства, в конце XVII века Николу Надеина перестраивают: расширяют окна, закладывают галерейные арки, над колокольней, до того низковатой, надстраивают ярус звона в виде восьмигранного высокого шатра, декорированного по парапету многоцветными обливными изразцами. С юга к храму пристраивают придел Александра Свирского.
В первой половине века XVIII ненадёжную красоту позакомарного перекрытия меняют на четырёхскатную крышу с тесовой кровлей, которую — известное дело — настигает пожар. В 1768 году тёс сменили на железо, при этом закрыли шею барабана, держащего центральную главу, почти наполовину. Видимо, так было необходимо по закону прочности, надёжности, ведь красоту храма такое решение поубавило.
Но компенсация внешней красоте нашла себя во внутреннем убранстве. В 1751 году древний тябловый (простой брусовый) иконостас заменили чудом — золочёным иконостасом в стиле барокко, «сочинённым», предположительно, Ф. Г. Волковым. Резные Царские врата украшены рельефом «Тайной вечери» и выполнены как театральная сцена, обрамлённая драпировками. Красота — причём не только для глаз, но и для ума, для размышления о мире, который, как известно, сплошь — «театр».
Не успокоили перестройщики и в XIX веке. В 1823 году у храма появилась новая часовня, деревянная, посвящённая Толгской Богоматери — иконе, спасённой прихожанами при разборе Семёновских ворот. Позже часовню возведут из камня.
В 1836 году церковь украсили и вовсе невиданно для православных храмов — часами, да не простыми, а «хорошей немецкой работы». Десятилетия шли часы, но в начале ХХ века перестали. Знак?..
Век двадцатый. Счастливая судьба
В отличие от большинства храмов у Николы Надеина судьба и впрямь счастливая. В момент мятежа белогвардейцев, вспыхнувшего в 1918 году, когда непоправимо подчас пострадало множество храмов, Никола почти не пострадал. Может быть, хранил своё последнее и главное сокровище Надея, похороненный под стенами?..
Более того, стал храм прибежищем для потерявших кров: под колокольней и в подклете нашли они хоть временный, но надёжный угол.
Когда в 1929 году сотрудники ярославского музея оценивали и классифицировали культовые сооружения, Никола Надеин, как ещё 8 других памятников, был отнесён к высшей категории ценности и взят впоследствии на госохрану.
Его миновала участь склада или конторы. Был Никола поочерёдно фондохранилищем музея, местом для выставок-времянок, а далее и вовсе славно — музеем Фёдора Григорьевича Волкова, того самого — основателя театра русского и художника диковинного иконостаса в храме.
Когда пришла Великая Отечественная, хранили в церкви медикаменты для военного госпиталя, в подклете — овощи, как он и был предназначен.
В 1959 году Никола Надеин становится частью Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, а через 10 лет его открывают для посещений в качестве храма-музея.
Лишь в одном Никола Надеин пострадал. Во времена постреволюционной советской застройки мало кого уже интересовала эстетическая роль храмов в пейзажах. А если и интересовала, то только с точки зрения её принижения, устранения. Потому в 30-е годы ХХ века все прилегающие к храму постройки были разобраны, на них выросли рабочие кварталы «сами знаете какой» архитектурной ценности, зато — совсем закрывшие Николо-Надеинский храм от случайных глаз — «дабы не смущать».
Но скроешь ли то, что — главная ценность. А Никола Надеин был таковой с первого своего дня. Для кого-то он — ценность христианская, для другого — историческая, для третьего — пример великого достижения в устремлённости человека к Прекрасному.
Адрес: г. Ярославль, Народный переулок, 2-а.
Карта расположения:
← Церковь Михаила Архангела | Часовня Казанской Богоматери в Ярославле → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в...
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском ...
Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей...
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр...
Успенский кафедральный собор
Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п...