Достопримечательности Ярославля
Церковь Михаила Архангела
Рубрика: Ярославль
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей — не идеальный образец ярославской школы зодчества, но очень яркий, приятный взгляду и чрезвычайно ценный с точки зрения истории.
Выстроена церковь к востоку от Спасо-Преображенского монастыря, в полной симметрии храму Богоявления на западной стороне. Архитектурная композиция с монастырём, фланкирующими церквами и храмом расположилась по направлению набережной речки Которосли.
«…От Рождества Христова 1213…»
Архистратига Михаила церковь — так названа она в рукописи XVIII века — одного возраста со старейшим ярославским храмом — Успенским собором. Житие князей Константина и Василия, составленное иноком Пахомием в первой половине XVI века, свидетельствует: Василий «…в лето 6723 (1215 по христианскому исчислению)… заложил церковь… брусяную, собор Архистратига Михаила» и в том же году завершил её.
Есть, однако, данные, что церковь старше собора: в уже упомянутой рукописи XVIII века говорится: «Церковь Архистратига Михаила сооружена… князем Константином… в лето от Рождества Христова 1213…». Изыски летоисчисления, впрочем, важны скорее историкам: для жителей и гостей Ярославля церковь — древнее и уже по одной этой причине священное свидетельство родной истории, культуры и веры.
Простояла брусяная церковь недолго, менее века. В 1295 году княгиня Анна, жена Феодора Ростиславича, сооружает новый храм, для оснащения которого дарит «Богоматери икону», а храм повелевает называть соборным. По неподтверждённым данным, храм становится дворцовым для князей и существует намного долее первого: упоминания о нём учёные обнаружили в Переписной книге города Ярославля, датированной 1646 годом.
От второго по счёту храма дошли до нас святые реликвии — образ Михаила Архангела (изъят и увезён в Третьяковскую галерею); икона Богоматери Смоленской (считают, что её привёз Фёдор Чёрный из Смоленска в конце XIII века, по возвращении с недолгого своего княжения); образ Владимирской Божьей матери над Царскими вратами — восьмивершковой высоты (около 40 см), в серебряной ризе, с святыми «греческой церкви» и пророчествами в углах.
Та церковь, что встречает вас у Которосли сегодня, появилась в веке XVII. В 1657 году в городе заложен новый храм, строить который горожане решили на свои деньги. Постройка шла долго, более 20 лет: такой вывод сделали историки на основании даты освящения храма — в 1682 году. Причина тому — не скупость горожан, а общая беда: в 1658 году обездолил город великий пожар, оставив множество ярославцев без крыши над головой.
Четверть века строительства проявила себя в несколько разнохарактерном облике храма: вкусы заказчиков — представителей ярославского купечества — сменились, что и отразилось в архитектуре и облике церкви.
Храм пятиглавый, старый и новый
В плане постройка схожа с ранними культовыми сооружениями Ярославля — храмами Ильи Пророка и Николы Надеина: это четырёхстолпный храм-четверик (о четырёх углах), окружённый с северной и западной сторон просторными галереями с высокими домообразными крыльцами, оформленными ползучими арками (с разноуровневыми пятами). Сегодня из двух крылец сохранилось лишь западное.
У церкви по сугубо практическим традициям той поры высокий подклет — нижний этаж, использовавшийся в русских храмах с конца XIV века как помещение для хранения имущества, обустройства тёплых церквей и усыпальниц. В подклете Михалоархангельской церкви купцы и прочие горожане и гости складывали товары, предназначенные для торговли, разворачивающейся по определённым дням около церкви Спаса на Городу.
По старым традициям сооружена у северо-западного угла и квадратная колокольня: она слишком массивная, широкая относительно храма и шатра, лишена обязательного для колоколен изящества и «полёта». С юга и севера церковь имеет приделы, причём северный, посвящённый Соловецким Чудотворцам, решён в виде башни.
Верх церкви Архистратига Михаила создавали уже по новым веяниям. Церковь украшает мощное из-за своей компактности, живописной скученности пятиглавие, большие окна, а укрывает храм четырёхскатная крыша — до такой степени передовой и непривычный способ строительства церковных крыш, что вполне возможно, церковь была первой в его применении в Ярославле.
До той поры все храмы укрывали позакомарно — «посводно». Закомара — это килевидное или арочное завершение наружного прясла стены, повторяющее очертанием прилегающий свод. Свод не маскировали, а укладывали кровлю прямо не нему, повторяя все его изгибы и углы. Крыша получалась сложная и красивая, однако — непрактичная: в непростом её рельефе надолго задерживался снег, вызывая протечки и более серьёзные бедствия. От красоты позакомарных крыш в церкви Михаила Архангела остались лишь декоративные кокошники, своей формой повторяющие закомары.
Традиционным для Ярославля осталось оформление фасадов храма — наличники на окна и ширинки (они же — кессоны) с изразцами. Росписью интерьеров занимались в 1731 году Фёдор Фёдоров и другие ярославские артельные мастера под его руководством, потому храмовая живопись оказалась также новой для той поры: в изображении — упрощённой, композиционно и художественно — измельчённой, перекликающейся с народным лубком.
Храм гарнизонный
Пока храм строили, освящали, оказался он на территории Стрелецкой слободы и стал храмом гарнизонным, коим остаётся и по сей день. Тому способствовало не только расположение, но и посвящение церкви Архистратигу Михаилу — святому покровителю и попечителю людей военных.
ХХ век встретила церковь пустой и почти заброшенной: приход составляли только 82 человека. Революция и вовсе прекратила духовную практику и службы: в 1924 году храм закрыли, церковное добро разворовали, пострадали даже некоторые элементы постройки: так, кирпичная ограда лишилась арочных ворот. Церковь стала складом и окончательно не разрушилась благодаря сотрудникам Ярославского музея-заповедника.
Только в 1994 году в церковь вернулась жизнь — на пасху священник Анатолий Михайлович Перегудов провёл первую Божественную Литургию. После возвращения храма в РПЦ сначала восстановили тёплую церковь, обустроенную после 1781 года в южном крыле галереи. Храм холодный пока в стадии восстановления: разрушения в нём особенно масштабные и требуют значительных средств.
Ежегодно в августе церковь Архистратига Михаила становится одной из площадок фестиваля «Преображение». В рамках фестиваля состязаются в мастерстве хоры и звонари. Для последних устроили на территории церкви деревянную звонничку.
Адрес: г. Ярославль, ул. Первомайская, 67.
Карта расположения:
← Церковь Спаса на Городу в Ярославле | Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в...
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском ...
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался ...
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр...
Успенский кафедральный собор
Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п...