Достопримечательности Ярославля
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Рубрика: Ярославль
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском — можно на набережной Которосли, на улице Андропова, у Рубленого города.
Стоит храм там, где начинается спуск к Которосли, на границе древнего ярославского посада, укреплённого ранее бревяным тыном, а в веках XVI-XVII — Земляным валом.
А посмотреть нужно. К. Д. Головщиков в «Истории города Ярославля» рассказывает о предании, жившем в народе долгие века: была церковь на Городу одной из первых в городе, принимала приношения удельных князей — тогда ещё как церковь Спаса Преображения, окормляла и простой народ, и торговый.
Почему — на Городу? История храма
Церковь стоит там, где начинался древний ярославский торг. К XVII веку город стал богат, приезжали сторонние купцы и увеличивались числом своим, торг разрастался, занимая уже огромную территорию от Земляного вала по берегу Которосли, к Ильинской площади и дальше.
Торг становился ещё одним городом — торговым. Потому и назвали храм на откосе бывшего Медведицкого оврага Спасом на Городу. Был он первоначально из дерева, потому судьба его уже была определена — рано или поздно сгореть в пожаре. Так и случилось во время Великого пожара в 1658 году.
Горожане так пострадали, что восстановление храма началось не тут же. Только к 1672 году возведён новый — каменный храм, образцом которому послужил храм Иоанна Златоуста в Коровниках (год постройки — 1654), однако — «с учётом местных особенностей».
Первая каменная церковь на Голоду имела по флангам северного фасада, того, что обращён к торгу и самый нарядный, «два увенчанных шатрами объёма» — придел Николая Чудотворца и колокольню. Основной храм-четверик был укрыт позакомарно, с севера и запада окружён галереями, причём северная галерея сооружена была открытой, а западная — с крыльцом. Расписали храм фресками 22 мастера, возглавляемые Фёдором Фёдоровым и Лаврентием Севастьяновым — ведущими знаменщиками.
Однако в 1994 году храм перестраивают: такова была воля прихожан и благословление митрополита Иосафана.
Возводят южный придел, посвящённый мученику Стефану, и устраивают в нём тёплую церковь. Пролёты северной галереи заделывают, заменяя окнами с пышными наличниками.
В 1807 году происходит ещё одно важное изменение: позакомарное покрытие меняют на четырёхскатную крышу с железной кровлей. Красоту храма это, конечно, уменьшило, но с точки зрения сохранности строения было обоснованно.
Другая значительная перестройка случилась в 1831 году, когда разобрали большую часть западной галереи, соорудив большой притвор, входы оформили портиками с купольным покрытием. Изменения в итоге оказались столь значительны, что церковь даже заново освятили.
Новое, революционное время началось для церкви сразу с тяжёлых испытаний. В 1918 году, во время мятежа белогвардейцев, снесён на 1/3 северный шатёр, в колокольне разорвался снаряд, оказались повреждены и главы четверика, пробиты насквозь стены южного придела.
Все последующие годы прихожане на собственные средства восстанавливают храм, но в 1926 году церковь закрывают совсем. Её передают местному краеведческому музею, а тот сдаёт «помещение» в аренду то клубу водников, то военно-железнодорожному лагерному сбору, трикотажно-текстильному союзу и прочим подобным.
После 1936 года, уже под госохраной, церковь становится складом для утиля, далее — складом разнообразных товаров Яроблторга, в 60-х годах — книжным складом.
Только в 1978 – 1981 годах здание ремонтируют и реставрируют силами ЯСНПРМ, в 1991 году ликвидируют трещины в стенах, затем восстанавливают интерьеры и кресты на куполах, в 2003 году храм возвращается Ярославской Епархии.
Ликом — к Городу
Уникальность церкви Спаса на Городу — в обращении главного фасада на север, а не на запад, как обязывает традиция. Лицевым фасадом сделали тот, что обращён к людям, сделали его особенно нарядным и сохранили почти без изменений от XVII века.
Стройный храм — без хозяйственного подклёта, с тремя апсидами и пятью большими куполами, увенчанными золотыми крестами на «яблоках», несмотря на объёмы кажется лёгким и «плывущим».
Талант строителей, позволивших храму «плыть», проявился в выборе особых пропорций церкви: её мощные купола на высоких барабанах высотою равняются основному зданию и «поднимают» всю постройку вверх, к плывущим облакам и небу.
Обойдите церковь — с каждой стороны она открывается новой, где-то — скромной, где-то — печальной, но всегда величественной и живой красавицей.
Адрес: г. Ярославль, ул. Андропова, 1 (ул. Почтовая, 3).
Карта расположения:
← Спасо-Преображенский собор | Церковь Михаила Архангела → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в...
Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей...
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался ...
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр...
Успенский кафедральный собор
Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п...