Достопримечательности Ярославля
Ярославский Казанский женский монастырь
Рубрика: Ярославль
История Казанского женского монастыря в Ярославле начинается с обретения городом иконы Пресвятой Богородицы, названной Ярославской-Казанской. Эта икона — один из первых списков с чудотворной Казанской иконы (обретена в 1579 году, Казань) — попала сначала в Романов, сегодняшний Тутаев Ярославской области. Её привёз некий Герасим, бывший по торговым делам в Казани и получивший там исцеление руки. Когда чудо исцеления свершилось, Герасим увидел сон, в котором Богородица указала ему купить в лавке икону, доставить в Романов и возвести в её честь храм.
В 1609 году Романов разорили польско-литовские захватчики, среди которых оказался православный Яков Любский. Он сберёг икону и привёз в Ярославль, страдавший от затяжной осады врагов. Горожане хотели выкупить икону, но Яков не соглашался, а потом просто отдал образ.
Икону поместили в храм Похвалы Богородицы, а уже в мае, менее, чем через месяц после обретения, захватчики, грабившие город 23 дня, Ярославль оставили. И было в ту пору видение диакону Елеазару Богоматери, указавшей поставить храм чудотворной иконе, избавившей город от большего разорения. Надо сказать, что именно этот образ Богородицы сопровождал ополчение под руководством Минина и Пожарского, отправившееся в 1612 году освобождать Москву.
В 1610 году силами всего народа — и простого, и торгового, важного — построили у Земляного вала деревянный храм Казанской Божьей Матери. Через небольшое время около церкви поселились монашки, пришедшие из Рождественской обители, сожжённой поляками (была та обитель на площади Богоявления, около одноимённой церкви). Вот так и «стал начинаться» Ярославский женский ныне действующий монастырь.
Жизнеустроение монастыря
Поначалу монастырь был полностью из дерева. Лишь в 1649 году соорудили каменную церковь, а в 1658 году обширный пожар спалил все деревянное: жилые строения, рабочие службы. Значительно огнём повредило сам каменный храм.
Усилиями горожан и радением Москвы храм и монастырь восстановили. Царь Алексей Михайлович даже учредил жалование каждой старице — по 1 рублю в год. В 1710 году число монахинь уже 132, а сам монастырь и храм трудами и подарками обрёл церковную утварь, колокола, были написаны и привезены из других мест иконы, обустраивается территория со службами. В это время устав монастыря ещё не общежительного типа: все старицы живут исключительно на собственные доходы — только в 1802 году монастырь становится общежительным.
Крёстные ходы
Первый крёстный ход с Казанской иконой Богоматери в первый раз совершён в 1761 году. Его путь вёл от монастыря до города обретения — Романова. Образ несли левым волжским берегом, а в Романове устанавливали в Преображенско-Казанскую церковь. Там образ находился 21 день, затем его переправляли через Волгу в Воскресенский собор, где икона была 14 дней. После по правобережью образ возвращали в Ярославль.
Второй крёстный ход начался в 1800-м году. В июле, по завершении престольного монастырского праздника, икону несли в Рыбинск, где она находилась 49 дней. Путь иконы к Рыбинску пролегал по левому берегу, а возвращалась она по левому.
Теперь традиция крёстных ходов возобновлена. В июле прихожане и все желающие отправляются в многодневное путешествие по левому берегу сначала до Романова-Тутаева, далее — до Рыбинска, а после возвращаются с Казанской иконой Божьей Матери по правобережью, через ещё один Тутаев (бывший Борисоглебск). Ход делает множество остановок в селениях и храмах, расположенных на пути.
Каменный монастырь, человеческий образ
К завершению XVIII века обветшали и полуразрушились не только деревянные строения монастыря, но и каменные: даже каменная ограда «обросла деревами» и готова была упасть.
Потому начинаются долгие (монастырь не богат), но масштабные перестройки в камне. С 1770 года по середину XIX века обновлено почти каждое строение обители — келейные корпуса, ограда, которую по-старому возводят с башнями по углам. Сооружены новые церкви — Покровская и Сретенская.
Перестроен и храм под надзором губернского архитектора П. Панькова по проекту архитектора Мельникова. Освящение храма во имя Казанской иконы Божьей Матери состоялось в 1845 году. Собор с его строгим, величественным обликом, восьмиугольными башнями глав, сухим, монотонным ритмом колоннад — памятник эпохи позднего классицизма. Расписывала собор артель Медведева.
Площадь монастыря в лучшие годы равнялась целому кварталу, границами которого были нынешние улицы Трефолева, Первомайская и площадь Волкова (ранее — Театральная). Казначейство города выплачивало в год на содержание обители и жалование сёстрам 337 рублей и 42 копейки.
Однако монастырь не бедствовал: там выпекали мастерски разнообразные просфоры, работали иконописная и золотошвейная мастерская. Изделия последней были столь великолепны, что были отправлены на Всемирную выставку в Париже и получили диплом. Другой славой монастыря стал хор, насчитывавший до 200 человек.
Открыли при монастыре и школу, где в начале ХХ века обучали 63 девочки.
1910 год во многом стал для монастыря особенным. В него обитель отметила 300 лет от года создания, а юбилейное богослужение провёл архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон — будущий патриарх.
Новое время
1918 год — обитель упразднена, старицы отправлены в Толгский монастырь, имущество экспроприировано, чудотворный образ — утерян…;
1919 – 1922 годы — монастырь превращён в концентрационный лагерь;
1928 год — в соборе размещён Госархив Ярославской области;
1930 год – по наше время — в Покровской церкви размещают библиотеку, а затем планетарий и колледж;
1988 год — монастырь восстановлен в своём статусе.
Как только монастырь открыли, ему передали новый список с чудотворный иконы, сделанный монахинями перед самым закрытием. Словно предчувствуя годину, старицы сохранили для храма и прихода, для города чудотворный лик, вдохновлявший ярославцев на победы.
В 2000 году монастырю переданы мощи святителя Агафангела, который был причислен к лику святых и новомучеников российских. Позже возобновились и богослужения в соборе, в 2002 году — крёстный ход, с 2006 года началось обучение в первой православной гимназии, названной в честь Игнатия Бренчанинова. Занятия в гимназии проводят и по мирским наукам, и по православным, а в роли учителей — священники, доктора и кандидаты разнообразных наук, специалисты в разных областях знания.
Теперь при возрождённом и действующем монастыре открыта регентская школа для образования регентов, уставщиц и псаломщиц для нужд епархий Ярославля и прочих городов.
Адрес: г. Ярославль,ул. Первомайская, 19-а.
Официальный сайт: http://казанский-женский-монастырь.рф/
Карта расположения:
← Церковь Сретения Господня в Депутатском переулке | Храм Богоявления Господня → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в...
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском ...
Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей...
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался ...
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр...