Достопримечательности Кронштадта
Петровская (Зимняя) пристань – парадные морские ворота Кронштадта
Рубрика: Кронштадт
Петровская пристань в городе-крепости Кронштадте появилась еще во времена Петра I. Поначалу здесь царило мелководье, стенки были деревянными и стояли на сваях, а основания – ряжевые. Да и называлась иначе – Котлинской гаванью (второе название – Петровский спуск) – и была очень тесной. После проведения дноуглубительных работ возможности пристани улучшились, и со временем она обрела славу и статус морских ворот Кронштадта – главных на острове Котлин. Известна как самая безопасная стоянка для морских судов, и другой такой пристани не найти нигде не только в России, но и во всем мире.
На строительство сгонялись военные и каторжники
Поражение шведов в Полтавской битве 27 июня (8 июля) 1709 года обусловило коренной перелом в Северной войне 1700–1721 годов. Стало очевидно, что рано или поздно она завершится победой Российской империи. Но пока война еще шла, Петр I решил заняться постройкой гаваней на острове Котлин, чтобы туда могли заходить боевые корабли. На перспективу здесь могли бы причаливать и вполне мирные суда, при помощи которых открывались и исследовались новые земли.
Распорядившись о строительстве гавани, император приказал привлечь к работам солдат и матросов, осужденных к каторге крепостных, плативших подушную подать мещан и крестьянский люд, а также плененных шведов. Каждый год, и это продолжалось десятки лет, сюда сгоняли по 30 тысяч подневольных работников. Работа была тяжелой, нечеловеческие условия изматывали людей: остров Котлин действительно для них стал настоящим адом на земле.
Как обустраивалась Петровская пристань
Петровская или как ее еще называют Зимняя пристань, появившаяся одновременно с первоначальной гаванью, пробыла деревянной около сотни лет. Грандиозным воплощением инженерной мысли она стала в 1820–1824 годах (проект разработал инженер Андрей Данилович Готман). Строительство гранитных стенок и дноуглубительные работы начались в 1859 году и велись целый десяток лет. Впоследствии пристань пережила не одну реконструкцию, став в 1882 году такой, какой мы ее сегодня знаем.
Летопись радостных встреч и трагических событий
История Петровской пристани – это летопись встреч и разлук, радости, грусти и горести. Отсюда на поле брани отправлялись отважные моряки, которых со слезами на глазах провожали родственники. Добрые напутствия звучали и в адрес мореплавателей-исследователей, уходивших в дальнее плавание с надеждой стать первооткрывателями новых земель. И можно только представить, сколько было радости, когда после военных кампаний и научно-исследовательских мореплаваний все возвращались целыми и невредимыми.
Августейших персон и других почетных гостей неизменно встречали на пристани под звуки оркестра и почетным караулом. Ступив на землю и пройдя по ее широким ступеням, гости оказывались в прилегающем к ней Петровском парке – роскошном и утопающем в зелени. Здесь находится памятник Петру Великому, который будто приветствовал прибывших. Точно так же царь-реформатор, основавший Кронштадт, встречал своих гостей и при жизни.
История Петровской пристани – это еще и летопись трагических событий. Потому что кронштадтцы уходили отсюда не только в дальние походы. Кроме покорения морей и океанов они участвовали в штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года. Их героизм помнят сражения Гражданской войны 1917–1922 годов, во время которой кронштадтцы участвовали в боях против войск интервентов. В Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. корабли советской Балтийской флотилии нещадно били по фашистам, не давая врагу подступиться к Ленинграду. Отсюда на транспортные суда грузились морские пехотинцы, которых потом отправляли воевать отнюдь не на море, а на линию фронта на суше.
Красноречивая статистика: в годы ВОВ настоящим подспорьем для наших воинов стали 150 тысяч моряков-кронштадтцев. Отважные сыны города на острове Котлин, форпоста Балтийского флота, сражались на подступах к Северной столице и под Москвой, в Сталинградской битве и кавказских сражениях, в Заполярье. Когда наши войска вошли в обреченный Берлин, они вывели на руинах поверженного рейхстага преисполненную гордости надпись: «Мы из Кронштадта!»
Памятник истории и стратегический объект
Петровская пристань являет собой исторический памятник и стратегически важный объект, а еще – яркий образец достижений отечественного гения военно-инженерной мысли минувших времен. Своей гранитной строгостью и благородством линий она впечатляет каждого посетителя. Пристань органично вписывается в панораму просторных и таких же гранитных кронштадтских гаваней. С пристани на них открывается хороший обзор. По левую сторону расположилась Лесная гавань. Немногим дальше располагается еще одна – Военная. Посмотрев напротив, увидите Среднюю гавань. Купеческая, частью которой является Итальянский пруд, находится за дамбами Усть-Канала. Еще чуть дальше находится Каботажная гавань. А за развалинами форта имени императора Павла I разместился Большой Кронштадтский рейд. В свое время он был самым главным рейдом российского флота.
Живым свидетельством славного героического прошлого пристани являются пушки с форта «Император Павел Первый». Их две, и они накрепко вмонтированы в поверхность. А еще они – красноречивое напоминание о временах гладкоствольной артиллерии. А вот пушечные ядра – не «родные», они от других орудий, более крупных. Такие ядра назывались брандскугелями. Перед тем как зарядить ими пушки, их помещали в особые печи и раскаливали. Они, попав на вражеский корабль, и разрушали его, и одновременно поджигали. Особенно результативной стрельба брандскугелями была в эпоху парусного флота.
На Петровской пристани сегодня можно видеть две чугунные вазы. Они стали истинным ее украшением. В годы ВОВ, когда линкор «Марат» – главное ударное ядро Балтийского флота и защитник обороны Ленинграда, стоявший в Средней гавани – был подвергнут бомбардировке, и одну из ваз выкинуло в воду взрывной волной. Поисковой группе обнаружить ее не удалось, и тогда была изготовлена новая, которую водрузили на прежнее место.
По обе стороны пристани находятся гранитные постаменты. На них (они кубической формы) выгрузили небольшие якоря, скрепленные цепями. Их сняли с катеров, с которыми связана героическая история военно-морских сил нашей страны. А на набережной, которая примыкает к пристани, находятся орудия, дошедшие еще с Крымской войны: они вели огонь с кронштадтских фортов на четырехкилометровое расстояние.
Карта расположения:
← Петровский парк в городе Кронштадте | Петровский док в Кронштадте → |
---|
Похожие публикации:
24-фунтовое гладкоствольное орудие на берегу Итальянского пруда в Кронштадте
Боевое орудие расположено на берегу Итальянского пруда рядом с Макаровской улицей Кронштадта. Пушка калибром 151,6 мм, как гласит табличка на орудии, изготовлена из чугуна на Александровском заводе в 1805 году, руководимым Ф. Армстронгом. Длина ств...
Памятник линейному кораблю «Октябрьская революция» в Кронштадте
Линейный корабль «Октябрьская революция» имеет героическую славу. Он был заложен в Новоадмиралтейском судостроительном заводе Санкт-Петербурга 3 июня 1909 года, а 24 сентября 1911-го его уже спустили на воду. До 27 июня 1925 г. именовался «Гангут»....
Морской Никольский собор в Кронштадте
Морские храмы называют церквями-маяками. Они довольно распространены в православных странах и служат своего рода ориентиром для путешественников. В издаваемых для мореплавателей описаниях морей, океанов и прибрежий (лоциях) расположение таких объек...
Памятник С. О. Макарову в Кронштадте
Прогуливаясь по центру Кронштадта невозможно не обратить внимания на горделивую бронзовую фигуру, возвышающуюся над Якорной площадью близ сердца города – Морского Никольского собора. Это памятник Степану Осиповичу Макарову (1848–1904), знаменитейш...
Макаровский мост (Кронштадт) – памятник архитектуры XIX века
Пешеходный Макаровский мост располагается рядом с живописным Летним садом (это самый центр Кронштадта), соединяя Якорную площадь с Красной улицей. Мост является историческим и архитектурным памятником под охраной государства. Часть города, где он н...