Достопримечательности Кронштадта
Петровский док в Кронштадте
Рубрика: Кронштадт
«…Оное строение… во всём свете одно…» — так писали о Петровском доке в Кронштадте «С-Петербургские ведомости» в 1752 году. Задуманный и начатый в строительстве ещё Петром I (по имени которого и получил название), док сдан в эксплуатацию только в 1752 году, уже при Елизавете Петровне. Императрица самолично привела шлюзовые механизмы в действие, орудия, «числом 1331», грянули троекратный оглушительный салют — и мечта Петра наконец стала реальностью. Ещё одно предприятие «к величию и мощи» России было запущено.
…Сегодня Петровский док бездействует. Величественный комплекс разрушается, хотя представляет безусловный интерес и как исторический памятник, и как выдающееся инженерно-техническое сооружение, пусть и в прошлом. Возможно, на него ещё обратят внимание власти и восстановят как объект с несомненной культурно-исторической ценностью для России. А пока можно побродить по живописной, всё более зарастающей территории дока, полюбоваться строгой и гармоничной архитектурой прошлого времени.
Начало строительства
Перед Россией, разбуженной Петром, вставали всё новые задачи. Появившийся флот стал не только гордостью, но потребовал отраслевых предприятий по его обслуживанию, прежде всего — ремонтных. Пётр целенаправленно изучает ремонтные доки за рубежом — в Англии и Голландии, принимая на заметку и технические совершенства, и недостатки.
Главной проблемой всех зарубежных построек такого типа была слишком долгая откачка воды, занимавшая нередко более месяца. Император решил проектировать док с возможностью скорейшего освобождения от воды, чтобы ремонт судов происходил в быстрый срок. Идея Петра состояла в сооружении дополнительного бассейна, вырытого ниже уровня доковых помещений. В бассейн вода выльется быстро, а из него можно откачивать её не спеша: корабль в это время уже начнут ремонтировать в сухом доке.
Когда детали проекта были обговорены и проработаны, началось сооружение лучшего по тем порам дока в Европе. К постройке приступили в 1719 году, на неё подрядили солдат из Москвы, Пярну и Выборга, а также местных мужиков, коих просто приписывали к солдатским батальонам. На работы по рытью канала вышли около 3 тысяч человек.
Однако и такие чрезвычайные меры оказались недостаточны — ни рук рабочих, ни материала для укрепления русла не хватало.
Долгострой
С прошением стать руководителем стройки к Петру обратился комиссар П. Крекшин. Он пообещал государю не просто соорудить доковый канал в срок, но и вырыть его более широким и глубоким. За своё обещание Крекшин отвечал имуществом и — жизнью.
Однако трудно было не только находить работников и материалы, но и освобождать площадь для стройки. Владельцы домов, огородов отчаянно сопротивлялись переселению, потому для разрешения конфликтов приходилось вмешиваться иногда и самому царю. В итоге снесено было 140 домов, а к набирающей размах стройке присоединялись тысячи работных людей из многих губерний Российской империи.
Несмотря на все усилия и личное участие, Пётр не увидел своё детище в действии. К 1722 году канал в основной его части прорыли и начали укреплять стены. Появилось и первое строение — «великая… башня» — водокачка-ветряк.
По смерти Петра работы, конечно, проводили, но чрезвычайно неспешно. Только в 1732 году императрица Анна Иоановна создаёт комиссию во главе с генералом Люберасом, задача которого — обследовать стройку и предоставить план её завершения. Люберас выполняет все поручения, выносит предложение о расширении и углублении докового бассейна, затем приступает к их реализации уже руководителем строительства.
План Любераса был рассчитан на 3 года, а воплотился, как водится, только через 15. Лишь с воцарением императрицы Елизаветы Петровны начинает поступать достаточно средств, а к 1752 году работы в доке завершены. За самоотверженное служение и верность делу Люберас получил от Елизаветы орден св. Андрея Первозванного.
«…Оное строение… во всём свете одно…»
Гидротехнический комплекс дока протянулся на 2,24 км. Одновременно на ремонт в док могли заходить 10 больших кораблей. К тому времени подобного сооружения, способного не только принять такое количество судов, но и почти сразу приступить к их ремонту, в Европе не было. Мечта Петра, пусть и с опозданием, сбылась.
В 1774 году в Петровский док доставили из Шотландии первую в Российской империи паровую «водокачку». Её установка и запуск заняли 2 года, однако и прослужила она 75 лет с лишним. С вводом паровой машины воду из бассейна откачивали всего за 9 дней.
Сам процесс ремонта судов в доке был следующим. По большой воде они заходили в помещение, после чего вода сливалась в бассейн, а суда постепенно «садились» на «доковые клетки»-опоры. К ним подводили трапы, строили леса, подавали сжатый воздух, электричество, тепло. Когда ремонт окончен, док заполняли водой до уровня гавани, открывали перемычку «батопорт» и выводили суда снова на большую воду.
В 1850 году через Док-канал перебросили разводной мост — единственный в Кронштадте. Части моста разводятся в сторону, потому с ним легко управлялись четверо рабочих в течение считанных минут.
До 2008 года Петровский док служил России в своём прямом предназначении — там ремонтировали суда. После нужда в его эксплуатации отпала. Теперь бассейн Дока — достопримечательность города, его украшение. Оно архитектурно и ландшафтно соединён с Летним садиком Кронштадта и Якорной площадью с Морским собором. Между Бассейкой (так кронштадцы называют доковый бассейн) и собором — место для отдыха и прогулок, а от площади к бассейну сооружена красивая лестница.
Чтобы попасть на территорию Петровского дока, нужно из двора дома №5 следовать по Коммунистической улице.
← Петровская (Зимняя) пристань – парадные морские ворота Кронштадта | Адмиралтейство Кронштадта → |
---|
Похожие публикации:
24-фунтовое гладкоствольное орудие на берегу Итальянского пруда в Кронштадте
Боевое орудие расположено на берегу Итальянского пруда рядом с Макаровской улицей Кронштадта. Пушка калибром 151,6 мм, как гласит табличка на орудии, изготовлена из чугуна на Александровском заводе в 1805 году, руководимым Ф. Армстронгом. Длина ств...
Памятник линейному кораблю «Октябрьская революция» в Кронштадте
Линейный корабль «Октябрьская революция» имеет героическую славу. Он был заложен в Новоадмиралтейском судостроительном заводе Санкт-Петербурга 3 июня 1909 года, а 24 сентября 1911-го его уже спустили на воду. До 27 июня 1925 г. именовался «Гангут»....
Морской Никольский собор в Кронштадте
Морские храмы называют церквями-маяками. Они довольно распространены в православных странах и служат своего рода ориентиром для путешественников. В издаваемых для мореплавателей описаниях морей, океанов и прибрежий (лоциях) расположение таких объек...
Памятник С. О. Макарову в Кронштадте
Прогуливаясь по центру Кронштадта невозможно не обратить внимания на горделивую бронзовую фигуру, возвышающуюся над Якорной площадью близ сердца города – Морского Никольского собора. Это памятник Степану Осиповичу Макарову (1848–1904), знаменитейш...
Макаровский мост (Кронштадт) – памятник архитектуры XIX века
Пешеходный Макаровский мост располагается рядом с живописным Летним садом (это самый центр Кронштадта), соединяя Якорную площадь с Красной улицей. Мост является историческим и архитектурным памятником под охраной государства. Часть города, где он н...